|
Широкое шоссе, обсаженное по обочинам грецким орехом, стелется ровной лентой. Слева — всегда нахмуренный Маркотх. Дорога рассекает виноградною плантации, оставляет в стороне винзавод совхоза. На четвертом километре «Криница»—родник, в бетонном каптаже. Из него струится прозрачная вода. Чудесное - место для короткой остановки туристов.
Многочисленные петли, подъемы и спуски, длинные «тещины языки», огибающие горные щели и ложбины, ушли в прошлое, они остались по сторонам дорожной магистрали и зарастают лесом. Мощные бульдозеры, экскаваторы, механические буры, громадные чугунные катки, самосвалы, камнедробилки — вся эта техника, управляемая человеком, выправила старую дорогу. Впереди долина реки Адербы. Река Адерба имеет широкую пойму. Ее русло состоит из мелкого скатанного галечника, местами — песчаное. Берега покрыты лесом, пойма—кустарником. В зимнее время, в период обильных осадков Адерба заполняет свою пойму. Летом река становится почти безводной.
От моста влево, в гору, ведет лесная дорога. Местами она вьется по крутому склону. При подъеме на вершину от дороги отходит тропка. Пойдем по ней. Обогнув щель, тропа упирается в поляну, покрытую душистым чебрецом, шалфеем, метелками полыни. Здесь, в седловине, два дольмена. Это гробницы, сооруженные во втором тысячелетии до нашей эры. Один из них сложен из «уголков» и прямоугольных плит, вытесанных из глыб песчаника. Крыша — огромная обомшелая плита. Она вдавила стены в землю, сделала их низкими. Внутри на стенах резной орнамент. К памятникам древности часто приходят туристы, учащиеся и студенты. К сожалению бывают здесь и людишки с грязной совестью. Это они разрушили боковую стену дольмена и банальными надписями осквернили рисунки, дошедшие до нас через тысячелетия...
Автобус снова мчится по широкой ленте дороги. Она поднимается на водораздельную возвышенность. Небольшой поворот, спуск, и мы на десятом километре пути, слева Широко-Адербиевская щель. Из нее выходит русло реки Мезыбь, усыпанное крупными валунами. В щели залежи керамической глины. На их базе работает небольшой кирпичный завод. Глина высокого качества и пригодна для выработки труб и домашней посуды.
На 16-м километре—поселок Возрождение. Здесь много грецких орехов. Вблизи река Жанэ. Она стремительно вытекает из узкой теснины, покрытой густым лесом, скользит по камням и с шумом падает вниз, образуя глубокую лагуну. Кругом горы. В зеркало лагуна смотрит могучий вяз, обвитый пушистым ломоносом.
Во время сильных дождей Жанэ становится грозной: громадные белые валы тащат большие камни, деревья. Но через час—два после ливня река снова становится тихой и прозрачной.
В километре от лагуны—дольмены. Чтобы попасть к ним, надо перебраться на левый берег Жанэ, пройти до поляны. Отсюда по тропке подняться на горку. Здесь в густой чаще леса расположены три дольмена. Неподалеку от них еще дольмен поменьше. Он интересен тем, что его входное отверстие не с южной стороны, как у других, а с северной. Для крыши использована глыба песчаника, обработанная только снизу.
За поляной по обеим сторонам реки рассыпаны курганы высотой от двух до трех метров. Это адыгейский средневековый могильник. Кругом—заросли дуба и граба.
В трех километрах вверх по течению—водопад Изумрудный. Он с шумом разбивается о громадные глыбы песчаника, вода бурлит в узком котле.
На 17-м километре по шоссе можно увидеть скалу «Сердце-камень». Внизу журчит ручей Цуцуюк Вода его чистая и приятная на вкус. Вблизи—минеральный источник. В давние времена его выложили камнем. Часть кладки сохранилась до наших дней. Вода горько-соленая, содержит хлористый натрий, значительное количество брома, йода, бария и борной кислоты. Полезные свойства источника были известны очень давно обитателям здешних мест—адыгам. Они излечивали ревматизм, фурункулез и ряд других заболеваний. Дебит источника незначительный—в пределах 15—20 ведер в сутки.
Впереди подъем на перевал Михайловский. Осталась в стороне многоступенчатая, старая дорога. Автобус, плавно петляя, уверенно подымается в гору. Вот и вершина. Площадка. На ней мемориальная доска, скупо рассказывающая о том, что в конце августа 1918 года, сметая на пути врага, по этому шоссе проходила легендарная Таманская Красная армия.
Спуск с Михайловского перевала спокойный, крутые повороты сглажены, защищены парапетом. Горная щель, над которой вьется дорога, густо поросла лесом, деревья переплетены лианами.
Но вот уже позади перевал. Снова пошла ровная дорога. У подножия горы — известковые печи. Туф, из которого выжигают известь, залегает тут же по склону.
Недалеко от печей изгиб старой дороги образует площадку. На ней скульптура девушки с глиняным кувшином. Это «Наташа». Остановитесь. «Наташа» всех вас напоит чистой горной водой из своего кувшиьа. Рядом ручей, старая ива и красавец орех. Под ним скамеечка. В тени дубов и кленов ажурный павильон — «Блинная». Тут можно хорошо закусить и немножко отдохнуть. От Михайловского перевала начинаются сады совхоза «Михайловский перевал». Они тянутся вдоль трассы.
Горное садоводство в этом районе зародилось еще до революции. Поселяне вырубали лес, оставляли дикорастущие яблони и на их срезах делали прививки культурных сортов. Такие сады быстро развивались и через два—три года начинали плодоносить. Автобус подходит к усадьбе первого отделения совхоза. Здесь завод переработки несортовых яблок. За заводом — дома рабочих. Это поселок Михайловскии перевал.
Первые поселенцы на перевал прибыли в начале XX столетия. В 1904 году сюда приехала племянница М. А. Бакунина—учительница В. Н. Николаевская. На Кавказ ее выслали за неугодные царскому правительству политические взгляды. Дом Николаевской становится центром культурной и политической жизни поселян и местом пребывания подпольщиков-революционеров. В нем скрывались матросы революционного корабля Черноморского флота «Очаков». Здесь жил - высланный из Петербурга социал-демократ Александров. 2 мая 1959 года на обочине шоссе, напротив горы Тхачехочук, установлена мемориальная доска в память первой на перевале большевистской подпольной типографии.
Небольшой изгиб дороги, и автобус въезжает на железный мост через реку Догуаб. Река берет начало в Плесецкой щели и вливается в Пшаду. За мостом скульптурная группа «Медведи». Влево небольшая поляна. В конце ее на опушке леса стоит дольмен. По своим размерам он самый большой на трассе. За лесом еще четыре дольмена.
А вот и мост, перекинутый через широкое русло реки Пшада. Указатель: «Береговое, 5 км». Село Береговое стоит в долине, в пяти километрах от моря. В мае 1864 года группу разжалованных из кубанских казачьих полков поселили на самом берегу моря. Оторванные от воды и плодородной земли, поселенцы самовольно разломали свои курени и ушли в долину, а название Береговое так и осталось за их станицей. В 1876 году поселян еще раз разжаловали —станицу переименовали в село.
Пшада лежит в долине, в 39 километрах от Геленджика. В этом селе центральная усадьба совхоза «Михайловский перевал», база по обработке фруктов и база первичной обработки табачного листа. В окрестностях села плодовые сады и табачные плантации.
Из Пшады можно совершить экскурсию в горы. Вверх по течению реки Пшады, в трех километрах от села, стоят восемь дольменов. На склоне горы в лесной чаще есть дольмен, выдолбленный из одного камня. В щели можно увидеть большие корытообразные камни— остатки очень древних сооружений и карстовые пещеры в нависших скалах песчаника. Пещеры служили жильем для древнего человека — возле их выхода найдена зола.
По хребту Цыганковой щели свыше 30 дольменов. Здесь обильный материал для исследователя-археолога. Чтобы попасть на этот хребет, нужно пройти до начала Пшадского перевала, затем подняться влево вверх. Пшадский перевал более длинный, чем Михайловский. Его наивысшая точка находится на высоте 312 метров.
Оставим в стороне дольмены—впереди конечный пункт маршрута Архипо-Осиповка. Вот и река Вулан. Над ее руслом повис громадный пролетный мост. За этим мостом 28 августа 1918 года передовые части Красной Таманской армии уничтожили крупный отряд белогвардейцев.
Источник: soiuz.ru
|