Аланские памятники — гора Шоана
|
Из Черкесска путь лежит на юг, в горные районы республики. В 13 км от республиканского центра расположен г.Усть-Джегута.
Южнее Усть-Джегуты на реке Кубань возвышается плотина Головного водохранилища Большого Ставропольского канала на левом берегу которого сооружён крупнейший в Европе тепличный комбинат «Южный». Полезная площадь его теплиц составляет 144 га. Далее вдоль трассы цепочкой тянутся населённые пункты- станицы Важная, Красногорская, аул Сары-тюз, поселок Южный, аул Кумыш, поселок Ордженикидзевский и перед самым Карачаевском село им. Коста Хетагурова. На окраине станицы Красногорской видны развалины сторожевой башни с массивными стенами из камня и узкими бойницами. В ауле Кумыш дорога разветвляется. Правая ветка через тоннель идёт в Архыз. За Кумышом сооружён мемориальный комплекс – музей защитникам перевалов Кавказа, преградившим гитлеровцам в 1942-43 гг. путь в Закавказье. Здесь часто останавливаются автобусы с туристами и экскурсантами, чтобы почтить память тех, кто покоится в братской могиле. Справа на склоне горы в землю вкопаны железобетонные плиты, символизирующие недоступность врагу перевалов и вершин. Здание музея, которое было построенно на средства, собранные молодёжью Карачаево-Черкесии, Дагестана, Грузиии других республик Кавказа, по форме напоминает дот, сооружённый из железобетона.
На противоположном берегу Кубани недалеко от селения Хумара возвышается небольшое плато – гора Калеж, с трассы она напоминает трапецию или усечённый конус. На вершине горы находится Хумаринское городище – подлинный клад для историков и археологов. Общая площадь городища – 40 га, с трёх сторон оно неприступно и окружено мощной стеной, имеющей высоту до 6 м. Стена окружена двенадцатью башнями, в настоящее время они имеют вид округлых курганообразных возвышений. Стены холма были выложены каменными плитами и достигали 6 м в ширину и 18 м в высоту. На холм вела лестница, а на вершине находилось искусственное укрепление. Аналогичные сооружения располагались и по обе стороны холма, его окружала вторая внешняя стена. В стене имелись ворота шириной 5 м.
Во времена аланского царства, здесь располагался большой город-крепость. Он был не только важным стратегическим пунктом античности и раннего средневековья, но и центром ремёсел и торговли. Хумаринское городище – это аланский город-крепость Схимар, о котором упоминают византийские, грузинские и русские источники IX-X вв.
Вплотную примыкая к Хумаринскому городищу на горе Тамара (названной в честь знаменитой грузинской царицы) находится ещё один из крупнейших городов Алании, вернее — его городище. По дороге к нему стоит менгир (4,2м х 0,8м х 0,42м) VIII-X вв. Это древние дорожные указатели на караванных путях. Дорога к городу на Тамаре была вымощена по всей длине, она огибала гору и выводила к поселению и каменной башне (VIII-XI вв.). Башня имела форму прямоугольника со сторонами 4,5м х 4м, с толщиной стен 1,2м. Камень, как и на всех подобных сооружениях, был сложен на известковом растворе. Башня была разрушена, ныне сохранившаяся высота стен составляет 1м. Историки полагают, что его население составляло около 8 тыс. человек.
Теперь же от него остались лишь основание башни, остатки инженерных коммуникаций на горе и вокруг неё, и неподалеку в верховьях ущелья Шубшурук некрополь- «город мёртвых». Здесь было захоронено около 1000 человек. Свыше 100 гробниц, как для групповых погребений, так и для одиночных, выбиты в отвесных скалах. Входные отверстия, без исключения, ориентированы на юг.
Проезжая посёлок Орджоникидзевский можно увидеть как над ним высится гора Токмак-Кая (1361м). Когда-то на ней стояла сторожевая башня. Окна-бойницы смотрели на Великий Шёлковый путь.
В 7 км не доезжая Карачаевска над селом им. Коста Хетагурова справа от трассы высится гора Чуана (Шоана), хранящая множество тайн. Гору видно издали, её не спутаешь ни с одной другой – настолько своеобразны её очертания, настоящий памятник природы. В карачаево-балкарском варианте эпоса «Нарты» Чуана многократно упоминается как святилище нартов. На южном отроге горы на неприступной скале белеют стены древнего строения. Это храм Георгия Победоносца, построенный аланами в IX-X в. Вокруг храма в средневековье располагалось городище и постройки мужского монастыря, некоторые из них недавно были отреставрированы местными жителями.
Ещё одна достопримечательность этого места – роща красного дерева (тис ягодный), высаженная монахами на самой макушке Чуаны. По периметру центральной части скала опоясана многочисленными могильниками VIII-XII вв., представляющими собой обширные глубокие пещеры, выбитые в исключительно твёрдом вулканическом базальте. Снаружи усыпальницы закрывались каменной стеной и облицовывались известковым раствором. В совокупности с храмом, скальными гробницами, остатками городища и реликтовым лесом, скала является единым историко-культурным и природным комплексом.
За Чуаной видно ущелье одного из притоков Кубани, речки Шумка, ведущее к Сентинскому храму. Это отрезок Великого Шёлкового пути. Ущелье Шумки хорошо просматривается со скалы Дебета (Дебет – знаменитый кузнец из эпоса «Нарты», один из родоначальников нартов), в недрах которой в I тысячелетии до н.э. добывалось железо, а в VIII-XII вв. аланы использовали соединяющиеся между собой обширные залы шахт и пещер для коллективных погребений. Восточная часть некрополя выходит на Кольцо-Гору — это большое сквозное отверстие в скале, за что она и получила своё название.
«Сердце Дебета было из огня, из стали были части его тела. Железо для Дебета было словно тесто, как хотел, так и гнул он его, он месил железо руками, словно смолу растягивал его. Дебет знал язык огня, воды и земли. Он первым на земле сделал кузнечный мех, он первым на земле добыл железо, он первым стал жечь каменный уголь. Каждый день Дебет по сто мечей выковывал, его мечи скалы и камни словно мыло рассекали, его стрелы Минги Тау (Эльбрус) пробивали, до Чёрного моря долетали».
Из нартского эпоса.
Источник: dombayinfo.ru
|