Боровицкий холм
|
По мнению историков, легенда о том, что Москва стоит, как и Рим, на семи холмах, родилась в конце 15 - начале 16 веков - во времена, когда Москва стала столицей централизованного Русского государства. Из сравнения ее с Римом, который стоит на семи холмах («Москва - третий Рим»), и возникла эта идея (для информации: под первым Римом подразумевается не Вечный город с Колизеем, где христиан бросали на растерзание львам, а город святого Петра, ставший в конечном итоге столицей христиан; вторым Римом слыл Константинополь, оплот православных тысячу лет. От его великого прошлого сохранились отуреченная колоссальная София, обелиски, руины стен, не спасшие от мусульман столицу Византии, ставшую Стамбулом).
Третьим Римом православные стали считать Москву после брака Ивана III с племянницей последнего императора Византии Константина XI, погибшего при штурме столицы. Двуглавые орлы павшей Византии свили гнезда на башнях Кремля. Иван III построил дошедшие до нас великолепные соборы и стены города. При нем Первопрестольная и Белокаменная стала столицей могучей державы.
И Рим, и Константинополь стоят на семи холмах, поэтому подобно первому и второму Риму Москва XVI-XVII веков встала "на семи холмах". Однако, в этом сомневаются географы и историки.
Когда Москва «укладывалась» в стенах Кремля и Китай-города, в летописях о семи холмах не вспоминали. Но когда Первопрестольная разрослась, оказалось, что многие улицы карабкаются по холмам, увенчанные храмами и колокольнями "сорока сороков".
В числе ученых мужей на семь холмов обратил внимание Ломоносов в XVIII веке. В первой половине XIX века "разысканием холмов" занялись известные московские историки Михаил Погодин, Иван Снегирев, востоковед Юлиан Сенковский (барон Брамбеус). Этим делом заинтересовался профессор Московского университета Григорий Фишер фон Вальгейм. Спустя полвека историк Иван Забелин отнесся к изысканиям профессора без особого почтения и насчитал в Москве больше гор.
Скорее всего так и есть, семь холмов - легенда. Но она не менее правдоподобна, чем легенда о волчице, вскормившей Ромула и Рема (основателей Рима), что не мешает миру помнить о ней тысячи лет. И нам не следует забывать легенду о семи холмах.
Итак, на каких же холмах стоит Москва?
1. Кремлевский (Боровицкий) холм
Кто его не знает? Обрывистый склон холма хорошо виден из Замоскворечья. Ставший с недавних пор сценической площадкой Васильевский спуск ведет к Москве-реке.
На Боровицком холме стоят и Кремль, и Китай-город.
Горбатые переулки с Варваркой прежде спускались с домами к реке. На их месте потом была гостиница “Россия”.
2. Тверской холм
Это междуречье рек Неглинной и Пресни - в районе нынешней Пушкинской площади - называют Страстной горкой. По этому холму карабкается Тверская улица. На вершине прежде стояла колокольня Страстного монастыря. Его сломали при Сталине, а на освободившееся место передвинули памятник Пушкину с Тверского бульвара.
3. Сретенский (Сухаревский) холм - (междуречье рек Яузы и Неглинной)
По его склону "скатываются" старинные переулки к Неглинной. Крутой подъем у Трубной площади ведет на вершину холма, где возвышались Сухарева башня, Красные ворота и церковь Успения на Покровке (разрушены при Сталине).
4. Таганский холм
(Заяузье)
Швивая горка. Но она лишь часть крупного холма. "Таган" означает по-туркски гора, холм - вершина горы. Склон Таганской горы к северу называется Лыщикова гора, по нему проходит Лыщиков переулок.
Вшивая, или Швивая, горка - другой склон. Это странное название означает пустое место, не имеющее хозяйственного значения. Эпитет "швивый" придумали краеведы, увязав его с жившими на холме "швецами", портными. Вшивая горка поднимается от Яузы к Таганской площади. По ней тянутся Гончарная улица и Верхняя Радищевская улица (Верхняя Болвановская). С горки раньше открывался изумительный вид.
Третий склон Таганской горы называется Красной горкой. По ней проходит Народная (Краснохолмская улица). О Красном холме напоминает Большой и Малый Краснохолмские мосты и Краснохолмская набережная. С недавних пор новый Дом музыки привязан названием к Красным холмам.
5. Лефортовский холм
Находится за пределами Садового кольца, он же - Введенские горы. Они поднимаются над берегами Яузы и Синички, упрятанной, как Неглинка, в трубу. 1-я и 2-я Синичкины улицы напоминают о подземном притоке Яузы.
Еще одна улица на холме - Самокатная - названа в честь батальона самокатчиков-велосипедистов, бравших власть в 1917 году. На этой улице сохранилась церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы.
На холме за оградой утопает в зелени Введенское (Немецкое) кладбище.
В его земле покоятся знаменитый доктор Гааз, Патрик Гордон, генерал и адмирал Петра, многие "немцы", служившие царям. В их числе упомянутый профессор Фишер фон Вальгейм и русские люди, бывшие с иностранцами в родстве и без родства, как художник Виктор Васнецов, архитектор Константин Мельников, актриса Алла Тарасова.
6. Трехгорный холм
Холм из трех гор на Пресне трудноразличим под гнетом каменных строений. Подножие его омывают русла Москвы-реки, Пресни и еще одной речки, текущей под ногами прохожих. Там улица 1905 года идет под гору и упирается в воду, куда не раз, проломив каменный парапет, падали разогнавшиеся машины. На этом холме Трехгорная мануфактура, церковь Николая Чудотворца на Трех горах, многие производства, чей век приходит к концу.
Бывшая заводская окраина превращается в столичный центр: здесь построен Международный центр торговли, Белый дом правительства России, посольство США.
7. Воробьевы горы
Самый отдаленный от Кремля холм - Воробьевы горы – местность, начинающая от Нескучного сада.
Полвека назад по бровке гор тянулись избы большого села Воробьева, от которого сохранилась церковь Троицы. В ней, по преданию, перед советом в Филях молился Кутузов.
Со времен Ивана III в Воробьеве триста лет существовал загородный дворец, где жили великие князья и цари. Александр Первый мечтал на самом высоком месте Москвы построить храм Христа…
Советские архитекторы полвека назад спланировали именно здесь "деревню Ильича", комплекс особняков для высшей номенклатуры. Не знающие пробок дороги, парки по обеим сторонам проездов, чистый воздух, широкая река под горой, заросшей лесом…Сюда после смерти Сталина Хрущев переселил из Кремля соратников по Политбюро и сам здесь жил. Деревня эта, где был построен коммунизм, благоденствует и сегодня за каменным забором в гуще зелени. На горе - "кремлевская" больница.
На вершине Воробьевых гор после Победы начали было сооружать высотное здание, одно из 8-ми, задуманных как наш ответ американским небоскребам - МГУ - самое крупное строение Москвы ХХ века.
Источник: mosday.ru
|