|
Вся северная сторона Детинца, примыкающая к Софийскому собору, называлась в древности Владычным двором. Она была наглухо отделена от прочей территории Кремля, и попасть в этот архиепископский замок можно было только через ворота у юго-западного угла Софии. Сейчас здесь тоже находится арочный проход - под галереей, соединяющей Софийский собор с Митрополичьими покоями XVIII в.
Именно отсюда, с Владычного двора, начиналась городская крепость. Сообщения летописи о строительстве Кремля князем Владимиром Ярославичем в 1044 г., об увеличении его территории при Мстиславе Владимировиче в 1116 г., имеют в виду существование старой фортификации, вошедшей в состав новой и оставшейся в ней навсегда внутренним замком. С древнейших времен здесь селились новгородские владыки. Первый из них, Иоаким Корсунянин, с именем которого связано установление христианства в Новгороде в конце X в., занял для своего двора небольшой остров.
Его границы определялись двумя рукавами впадавшего в Волхов ручья. Один рукав огибал Кремль с северной стороны, а другой ответвлялся от основного русла около Златоустовской башни. Смыкаясь с первым рукавом у берега Волхова, он ограничивал маленький островок.
Эта небольшая, естественно защищенная территория, должна была соответствовать требованиям укрепленного Владычного двора. От городского населения кроме водных преград его отгораживали крепостные стены. Их конструкции были обнаружены с севера от Никитского корпуса. С помощью ворот, осененных церковью (потом церковь Федора), двор общался с Неревским концом города. Когда христианская религия утвердилась и глубже проникла в слои коренного населения, возникла необходимость возведения каменного Софийского собора, сооружение которого означало окончательную победу христианства над язычеством. Вместе с этим расширялась и территория Владычного двора. Все эти работы осуществлялись при князе Владимире Ярославиче, с 1044 по 1050 гг. Не исключено, что поводом для их начала послужил пожар, уничтоживший деревянные постройки двора и деревянный Софийский собор.
Каменный, грандиозный по масштабам, храм заложили в непосредственной близости от Владычного двора, для чего понадобилось осушить русло ручья. На его кромку пришлась северная стена Софийского собора, частые обрушения которой были, по-видимому, следствием этого непродуманного в конструктивном отношении шага.
Основные здания Владычного двора остались на прежней, островной, территории. Новая понадобилась для хозяйственного двора, где содержались кони, стадо, птица, а также транспорт и фуражные запасы.
Многие столетия Владычный двор оставался крепостью в крепости, государством в государстве, явно или скрытно противостоявшим княжескому дому. Включая в свою территорию Софийский собор, символ самостоятельности Новгорода, Архиерейский дом и сам осознавал себя олицетворением высшей власти, защищенной покровительством Богоматери и Софии Премудрости Божией. В одной из палат - Грановитой , заседал Совет господ, на дворовой площади собиралось вече, парадный дворец и жилые кельи предназначались для поставления владыки. Загородившись стенами, Архиерейский дом обеспечивал себя всем необходимым. На его дворе были поварни, квасные, рукодельни, сушила, бани, кузни, колодец, скотный и конюшенный дворы, склады и погреба с припасами.
Почти каждый владыка что-нибудь строил на своем дворе. Небольшое пространство двора не давало возможность строить свободно. Владыки разрушали прежние сооружения, изменяли их облик, надстраивали, окружали дополнительными конструкциями. Чаще всего возобновления совершались на старой основе, и прежние здания, расширенные и благоустроенные, продолжали выполнять свои функции.
Самое грандиозное строительство на территории Владычного двора проводилось при Евфимии, бывшем новгородским архиепископом с 1429 по 1458 гг. Большую часть нынешней территории двора занимает сложный комплекс разновременных и разнохарактерных построек, основание которых заложил в XV в. Евфимий.
Этот энергичный и деятельный глава новгородской церкви был ярым противником воссоединения Новгорода с Москвой. Он проводил большие строительные работы как в самом Новгороде, так и за его пределами с явной целью пробудить у новгородцев чувство местного патриотизма. От построек Владычного двора сохранились Никитский корпус, Грановитая палата, надвратная церковь Сергия Радонежского, здание Судного и Духовного приказов, Часозвоня. Созидательная деятельность Евфимия не оставила современников равнодушными.
Их впечатления в полной мере отразились в восхищенном рассказе очевидца, Пахомия Серба, автора "Жития архиепископа". Сдержанный обычно по отношению к окружавшей его действительности, автор "Жития Евфимия" превращается в занимательного рассказчика и доносит до читателя неподдельный восторг от увиденного. Рассказ Пахомия удивителен. Перечисленные в нем реалии - палаты, переходы, столп с часами, поварня, рукодельня - под влиянием замысловатых риторских словес как бы исчезают из действительной жизни, растворяются в фантастической картине, созданной воображением восхищенного очевидца.
Кажется, он стремится не к достоверному изображению увиденного, а к перевоплощению его, созданию похвального слова земному чуду. И в самом деле, созданный по единому плану, подчиненному идее функциональной, жилой архитектуры, Владычный двор представлял собой нечто совершенно новое в русской культуре, выдающееся явление градостроительства.
Прошло совсем немного времени и любимое детище Евфимия отделилось от своего творца и стало фактом общественного значения, вступив в долгую историю своего существования. Его облик в течение столетий подвергался самым произвольным изменениям и, в конце концов, утраил первозданность.
Реставрационные работы, производимые на территории Владычного двора, позволят будущим поколениям туристов увидеть его, хотя бы частично, в том виде, в котором он существовал при своем главном строителе - архиепископе Евфимии.
В северо-западной части Кремля, во Владычном дворе располагаются две круглые глухие башни - Митрополичья и Федоровская. Особенностью этих башен было органичное включение в ансамбль примыкавших к ним зданий Владычного двора.
В настоящее время к Митрополичьей башне с юго-запада примыкает здание Судного и Духовного приказов XV-XVII вв., а с северо-востока - остатки Митрополичьих палат. Над воротами Владычного двора между Часозвоней и Иоанновским корпусом расположено здание церкви Сергия Радонежского. Считается, что на тех, кто находится под покровительством этого святого, нисходит мудрость.
Недаром Великий Новгород называют "Родиной Мудрости". Эта церковь - единственное надвратное сооружение, сохранившееся до нашего времени, не только в Новгороде, но и на северо-западе России. Здесь можно посмотреть открытые реставраторами фрески XV века. Здание церкви построено в 1463 г.
Сама церковь занимает второй этаж , под которым находится арочный проезд, устроенный в XV в.
Источник: novgorod.greatestjournal.com
|