Санкт-Петербург : Дворец Белосельских-Белозерских
|
В конце 18 века на углу Фонтанки и Невского проспекта стоял небольшой дом, принадлежавший семье Нарышкиных. Он был куплен княгиней А. Г. Белосельской и вскоре после этого перестроен архитекторами Т. де Томоном и Ф. И. Демерцовым. Однако свой сегодняшний облик это здание приобрело только в середине 19 века, когда его капитальной перестройкой занялся А. И. Штакеншнейдер. По заказу князя К. В. Белосельского-Белозерского он полностью изменил внешний вид фасадов, пристроил два новых флигеля и щедро украсил особняк декоративными элементами в стиле барокко: атлантами и кариатидами, колоннами, пилястрами и рельефными наличниками.
Фигуры атлантов и кариатид были созданы по моделям скульптора Д. И. Иенсена. Внутренняя отделка дворца - в первую очередь широкая парадная лестница и мраморные камины - была выполнена Штакеншнейдером. Вдоль лестницы стояли кариатиды и скульптуры, поддерживающие позолоченные канделябры, а в ажурной решетке перил можно было разглядеть изящные вензеля из инициалов владельца. Очень красиво была отделана богатая библиотека Белосельских-Белозерских: стены, обитые резными деревянными панелями и затянутые шелком; камин, украшенный рельефным узором; огромное зеркало в позолоченной раме.
Князья Белосельские-Белозерские, как и другие богатые семейства Санкт-Петербурга, любили устраивать в своем дворце пышные приемы и балы, которые иногда посещал даже император Александр III со своей супругой Марией Федоровной. Царю так нравилось бывать в этом доме, что, в конце концов, он выкупил его у Белосельских-Белозерских и подарил своему младшему брату великому князю Сергею Александровичу, после чего дворец стал называться Сергиевским.
Во время Первой мировой войны в Сергиевском дворце размещался британско-русский военный госпиталь, а после революции его занял районный партийный комитет. В отличие от большинства других объектов, которым в советскую эпоху были даны новые названия, Сергиевский дворец вернул себе имя своих первых владельцев. Его интерьеры в 20 веке почти не пострадали, только коллекция картин, собранная Белосельскими-Белозерскими, была перевезена частично в Эрмитаж, а частично в особняк на Крестовском острове, также принадлежавший этому семейству.
В 1990-е годы 20 века во дворце Белосельских-Белозерских расположился Комитет по культуре мэрии Санкт-Петербурга и городской культурный центр, при котором несколько лет назад был открыт Исторический музей восковых фигур. Сейчас в нем можно увидеть более двухсот экспонатов, изображающих людей, вошедших в историю - начиная со времен Ивана Грозного и заканчивая "перестройкой". Организовываются в культурном центре и всевозможные выставки, конференции и другие подобные мероприятия. В одном из залов дворца есть концертный зал, в котором проходят разнообразные музыкальные выступления - от вечеров русской и зарубежной классической музыки до концертов современных эстрадных исполнителей.
Историческая справка
1797 г. - покупка дома на углу Фонтанки и Невского проспекта княгиней А. Г. Белосельской.
1800 г. - реконструкция дома Белосельской архитекторами Т. де Томоном и Ф. И. Демерцовым.
1846-1848 гг. - реконструкция дома Белосельских-Белозерских А. И. Штакеншнейдером.
1884 г. - владельцем дворца Белосельских-Белозерских становится великий князь Сергей Александрович.
1915-1918 гг. - во дворце располагается военный госпиталь.
1919 г. - во дворце располагается райком партии.
1988 г. - создание Исторического музея восковых фигур во дворце Белосельских-Белозерских.
1990-е гг. - размещение во дворце Белосельских-Белозерских Комитета по культуре мэрии Санкт-Петербурга и Санкт-Петербургского культурного центра.
Легенды и мифы
Почти каждый работник Исторического музея восковых фигур хотя бы раз слышал странные звуки, шорохи и даже что-то похожее на человеческий шепот, раздающиеся из залов, где не было никого, кроме восковых экспонатов. В экспозициях, которые иллюстрируют какие-либо трагические события, применяется специальный состав, имитирующий кровь, который со временем должен тускнеть. Однако этого не происходит: алые пятна на одежде исторических личностей по нескольку лет остаются "свежими". А в комнате, где расположена экспозиция "Расстрел царской семьи", и вовсе творятся необъяснимые вещи. Например, восковая фигура Я. М. Юровского, руководившего расстрелом Николая II и членов его семьи, время от времени падает на фигуру императрицы Александры Федоровны. Это происходило уже несколько раз, как бы хорошо воскового Юровского не закрепляли.
Интересен случай, после которого сотрудники музея и вовсе начали побаиваться своих восковых "подопечных". Однажды ночной сторож тайком впустил в залы музея компанию своих приятелей, которые решили немного "пошутить" над экспонатами. Кому-то задрали юбку, у кого-то сорвали императорскую ленту или диадему - в итоге наутро большинство фигур были найдены в весьма плачевном состоянии.
При более детальном осмотре выяснились довольно странные вещи: фигура Анны Иоанновны, держащая ружье, выглядела так, будто у нее пытались вырвать его из рук, но сделать этого незваным гостям не удалось. У одной из фрейлин пытались отобрать зонтик, а с императрицы Марии Федоровны сдернуть шляпку, однако они тоже "не отдали" вандалам свои вещи. И даже сорвать ордена с фигуры Брежнева "ночные посетители" не смогли, хотя очень старались!
|