Страны, отели, места отдыха, достопримечательности, курорты, отзывы
Выберите что Вас интересует:
Туры и путевки Отели и места отдыха Фото Видео Авиабилеты | ЖД билеты

Это интересно

Места отдыха на карте
Туры, отели, экскурсии и маршруты ...
Туры и Отели
Места отдыха и размещения...
Фото стран и курортов
Места, которые стоит увидеть!
Видео путешествия
Страны, отели, курорты, пляжи!
Памятки туристам
Информация, особенности, важно знать!
Языковые лагеря за рубежом
Курсы, школы, детские лагеря!
Ваш блог на Avialine.com
Туристам - Турфирмам - Отелям
Туры
Куда поехать, где стоит отдохнуть
Рекомендуем
Новые
Все
Добавить тур (для агентств)
Места отдыха
Популярные места отдыха, отели
Рекомендуем
Новые
Все
Израиль - Эйлат
Astral Village
Цена от 3 636 Руб.
Турция - Стамбул
Flower Palace Hotel
Цена от 3 333 Руб.
Греция - п-ов. Халкидики
Sithonia Thalasso & Spa
Цена от 5 939 Руб.
Испания - Барселона
Hotel HCC Regente
Цена от 9 817 Руб.
Куба - Гавана
Tryp Habana Libre
Цена от 11 502 Руб.
Добавить место отдыха
Видео
Видео мест отдыха и путешествий
Италия / Абруццо
Новый год в Терамо - Италия
Добавить видео
Реклама
 

Сергиев Посад - Троице-Сергиева лавра

Размер шрифта: [увеличить] [уменьшить]

Сергиев Посад - Троице-Сергиева лавра
Сергиев Посад - Троице-Сергиева лавра
Троице-Сергиева лавра основана в 1345 г. (по другим сведениям в 1337 г.) как уединенная пустынь сыновьями ростовского боярина Кирилла Варфоломеем и Стефаном. Варфоломей, принявший вскоре монашеское пострижение с именем Сергий, вошел в историю России как сподвижник московских князей в деле объединения разрозненных русских земель, но, в первую очередь, как инок, проповедовавший и воплощавший в жизни идеи нестяжательства и трудолюбия.

В 1355 г. в Троицком монастыре был введен общежитийный устав, регламентировавший все стороны монашеской жизни. Новый порядок, а также увеличение числа иноков вызвали перестройку всей обители. Вместо свободно расположенных келий возник четко распланированный деревянный городок, состоящий из трех зон: общественной, жилой и оборонительной. Эту схему плана монастырь сохранил до наших дней.

Особый этап в истории монастыря - канонизация его основателя Сергия Радонежского в 1422 г. Это событие было отмечено торжественной закладкой белокаменного Троицкого собора над гробом Сергия.

В 1608-1610 гг. шестнадцать месяцев Троице-Сергиев монастырь находился в осаде 30-тысячного отряда польско-литовских интервентов. Ратный подвиг защитников монастыря приобрел широкую известность в стране и способствовал дальнейшему росту авторитета обители.

В 1744 г. указом императрицы Елизаветы Петровны Троице-Сергиев монастырь был удостоен почетного титула "лавра" В середине XVIII в. Троице-Сергиева лавра по количеству принадлежавших ей земель и душ была первой не только среди духовных, но и среди светских феодалов. Во владении монастыря находилось 214 тысяч десятин земли и более 106 тысяч душ крепостных крестьян в 15 губерниях и 45 городах страны.

В 1764 г. в результате секуляризации монастырских земель (объявления их государственной собственностью) Лавра лишилась всех своих владений. Для содержания "штата": 100 иноков и 100 служителей, средства выделялись государством.

С 1919 по 1946 г. Троицкий монастырь был закрыт.

На рубеже третьего тысячелетия Троице-Сергиева лавра - действующий мужской монастырь, духовный центр всей православной России.

Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры включен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО (1993 г.). Многочисленные лаврские сооружения, возведенные на протяжении XV - XIX вв. лучшими мастерами России, представляют собой своеобразное наглядное пособие по истории русского зодчества.

Духовская церковь (1476 - 1477 гг.) - оригинальное кирпичное сооружение, особенностью которого является наличие открытой шестипролетной звонницы у основания барабана купола.

Больничные палаты с церковью Зосимы и Савватия Соловецких (1635 - 1637 гг.) - один из немногих дошедших до наших дней памятников гражданского средневекового зодчества. Между двухэтажными больничными корпусами располагается единственная сохранившаяся в ансамбле монастыря шатровая церковь.

Трапезная палата с церковью Сергия Радонежского (1686 - 1692 гг.) - великолепный образец "русского узорочья". Снаружи и внутри палаты и церковь пышно декорированы росписью, лепниной, белокаменной резьбой. Так же нарядно выглядят и другие постройки монастыря конца XVII в.: здание Чертогов и Надкладезная часовня.

Колокольня (1741 - 1769 гг.) - самое высокое сооружение монастыря. Ее высота вместе с крестом составляет около 88 м. Построенная по канонам классической архитектуры, колокольня производит впечатление отлично найденными пропорциями ярусов и гармоничным сочетанием плоскостей стен и арочных проемов. Венчает здание необычное завершение в форме раковины. Колокольня - последняя по времени значительная монастырская постройка, своеобразный финальный аккорд уникального архитектурного ансамбля Троице-Сергиевой лавры.
zolotoe-koltso.ru

Свято-Троицкая Сергеева лавра, в 60 верстах от Москвы, в Дмитровском уезде, недалеко от бывшего древнего города Радонежа (в настоящее время село Городок, в 14 верстах от Лавры, по направлению к Москве), в Сергиевском посаде, около железнодорожной станции Сергиево. Основана преподобным Сергием Радонежским (см. 25 сентября). По мере возрастания славы преподобного Сергия, как подвижника, возрастала и слава его обители. Получив известность, монастырь «иже в Маковце» (первоначальное наименование его от положения на горе, округленной с трех сторон), стал устраиваться и расширяться.

После кончины преподобного Сергия мирно возраставшая обитель была в 1408 году сожжена татарским ханом Едигеем, но, менее нежели через 3 года, была возобновлена и восстановлена. В XV веке, особенно после открытия мощей преподобного Сергия (см. 5 июля), обитель уже владеет селами, угодьями и вотчинами, жалованными от великих и удельных князей, и начинает весьма благоустраиваться и процветать.

Она становится «богомольем» русских государей, куда они часто отправлялись пешком, чтобы поклонится святым мощам преподобного, и щедро благотворили обители. В 1561 году Троицкий монастырь, возведенный на степень архимандрии, был поставлен выше всех прочих монастырей Московской митрополии. В начале XVII века сокровища монастыря, собранные веками, и усилия иноков вместе с патриархом поддержать в Москве верность народа избранному царю Шуйскому привлекают к себе польские шайки Лжедмитрия II под начальством Сапеги и Лисовского.

В 1608 году, 23 сентября, войска польские и литовские, с русскими приверженцами самозванца, разбив высланное против них войско Московское между Рахмановым и Воздвиженским, обложили монастырь численностью до 30000 человек, при 63 орудиях. Число же защитников было невелико: в нем было 300 человек братии и отряд войска в 500 человек, присланный царем Василием Шуйским, под начальством князя Григория Борисовича Долгорукого-Рощи и Алексея Ивановича Голохвастова; кроме того, были еще в монастыре слуги и жители окрестных селений, успевшие укрыться в нем.

Всех защитников монастыря было 3000 человек. Обыкновенные человеческие средства защиты не обеспечивали обители: она не могла положиться ни на число воинов, ни на крепость стен, которые в некоторых местах были «утлы»(то есть худы от ветхости), ни на довольство запасов. Только благодаря молитвам и заступничеству пр. Сергия, обитель стойко выдержала 16-ти месячную осаду ( с 23 сентября 1608 года — 12 января 1610 года), мужественно отражая все приступы неприятеля и нанося ему урон частыми вылазками. Сильно пострадав от осады, монастырь был окончательно восстановлен в конце XVII века. В 1688 году он был сделан патриаршиею ставропигией; в 1702 году поставлен вторым по Киево-Печерском; в 1744 году, 8 июня, было утверждено за ним наименование лаврою. В настоящее время в Лавре находится 14 церквей.

В соборном храме Живоначальныя Троицы, построенном пр. Никоном из белого камня на том самом месте, где была могила пр. Сергия, почивают открыто его мощи в серебряной позолоченной раке, устроенной царем Иоанном Васильевичем. Императрицей Анной Иоанновной сделана около сей раки другая, также серебряная, с сению на 4 столпах; серебра в ней более 25 пудов. В 1838 году деревянная доска, покрывавшая раку пр. Сергия, заменена серебряною чеканной работы; на ней изображен святой угодник во весь рост. Против раки хранятся за стеклом: фелонь пр. Сергия, его епитрахиль и поручи из крашенины ( окрашенного толстого холста), деревянный посох, аналав от схимы, нож с влагалищем и деревянная ложка. Здесь же находятся иконы его «моления» или бывшие его келейные — Богородицы Одигитрии и святого Николая чудотворца. Иконостас в соборе — пятиярусный, до сводов обложенный серебром.

В нижнем ярусе иконы особенно отличаются выдержанностью древнего письма и ценностью золотых и серебряных окладов. Первое место занимает храмовой чудотворный образ Живоначальной Троицы, стоящий по правую сторону царских ворот. По преданию, этот образ написан иноком Андреем Рублевым (см. выше, о Спасо-Андрон. монастыре). Он обложен золотом и драгоценными камнями в 1600 году усердием царя Бориса Федоровича. На большом изумруде высечено изображение Святой Троицы.

Другой образ Святой Троицы находится по левую сторону царских ворот, также древнего письма, украшенный золотом и драгоценными камнями от царя Иоанна Васильевича. В юго-западном притворе собора на том месте, где, по преданию, была келья преподобного, находится чудотворный небольшой образ «Явления Богоматери пр. Сергию», написанный на части гробовой крышки преподобного. Он представляет собою складень, на средней части которого изображено видение преподобными Сергием и Михеем Богоматери с двумя апостолами, а на боковых частях изображены преподобные Сергий и Никон.

Царь Алексей Михайлович брал с собою этот образ в Польский поход 1654 года; и после того он был посылаем в армию: в шведскую войну 1703 году при Петре Великом , в 1812 году, (был при Московском ополчении) , в Крымскую войну 1855 года и в Турецкую войну 1877 году. В соборе есть две иконы архангела Михаила и святого Николая чудотворца, получившие раны во время осады монастыря поляками. Царские ворота устроены и украшены царем Михаилом Федоровичем. Алтарь собора, как и весь храм, наполнен священными по воспоминанию и богатыми по ценностям украшениями. Особенно ценна одежда на престоле, дар одного купца, но еще более ценна сень над святым престолом, построенная митрополитом Московским Платоном в 1809 году.

Она из чистого серебра; верхняя кровля ее поддерживается четырьмя серебряными круглыми столбами, украшенными позлащенными кистями виноградными и другими орнаментами; на сооружение ее чистого серебра употреблено 6 пудов 30 фунтов, и сверх того золота 3 фунта и 40 золотников. У престола, с восточной стороны, поставлена искусная по работе и ценная по материалу дарохранительница; она представляет собою горницу Тайной Вечери; Спаситель и все апостолы исполнены из золота, Иуда же предатель из меди; весу в ней 9 фунтов чистого золота и 32 фунтов серебра. Дарохранительница эта, или, как она называется здесь, Сион, украшена многими драгоценными камнями. Принесена она в дар обители митрополитом Московским Платоном.

В юго-западном углу собора находится медная доска над могилою князя Андрея Владимировича, в иночестве Саввы, к области которого некогда принадлежал город Радонеж. К Троицкому собору пристроена церковь пр. Никона, ученика и преемника пр. Сергия (см. 17 ноября). Она построена над гробом пр. Никона. Царские ворота здесь — кованные из чистого серебра; над ними — особо чтимая древняя Иерусалимская икона Божией Матери, украшенная золотою ризою. Рака пр. Никона покрыта серебром; над ней устроена в 1900 году серебряная сень в стиле XVII века.

Подле этой церкви находится, примыкающая к западной половине южной стены Троицкого собора, так называемая Серапионовская палатка, получившая свое название от имени святого Серапиона, архиепископа Новгородского (см. 16 марта), над гробом которого она была поставлена. Нынешняя палатка на месте первоначальной построена митрополитом Платоном в 1783 году. Серапионовская палатка преданием почитается за место кельи пр. Сергия, где он удостоился посещения Божией Матери с двумя апостолами.

Здесь, на южной стороне, представляется взором большая икона сего видения, украшенная золотым венцом и короною из драгоценных каменьев. Вблизи этого образа в ковчегах хранятся: десная рука святого архидиакона Стефана и камень от гроба Господня, принесенный в 1850 году А.Н.Муравьевым из Иерусалима. В иконостасе достопримечательна икона святого Николая чудотворца, пожертвованная С.Ф. Воейковой в 1895 году. Этой иконой пр. Сергий благословил родоначальника Воейковых, боярина сербского Воейка, при крещении его митрополитом Киприаном в 1384 году в Чудовом монастыре; риза на этой иконе вся унизана жемчугом. Здесь же почивают под спудом, кроме святого Серапиона, мощи пр. Дионисия (см. 12 мая) и находится гробница Иоасафа, митрополита Московского;

вблизи притвора погребен известный путешественник на востоке в XVII веке, келарь монастыря, иеромонах Арсений Суханов (вывезший с Востока для исправления богослужебных книг до 700 рукописей и привезший из Иерусалима модель храма Воскресения Христова, по которой был построен знаменитый собор в Ново-Иерусалимском монастыре Московского епископства). В церкви Божией Матери Одигитрии Смоленской находится чудотворная икона Ее имени, иссеченная из камня, мерою в 1/4 аршина; она украшена алмазною короной и жемчужною ризой. Среди Лавры находится соборный храм во имя Успения Божией Матери. Он начат постройкою при царе Иоанне Васильевиче; освящен был митрополитом Дионисием, в присутствии царя Федора Иоанновича. По своим размерам он — самый обширный из прочих монастырских храмов. С трех сторон собора находятся крыльца, из которых западное — с надписью на фронтоне: «Ведомому Богу». Собор поддерживается 4 большими столпами, на которых покоятся пять куполов с главами и все своды. Иконостас — резной, пятиярусный.

В нижнем ряду особою ценностью окладов выделяются храмовой образ Успения Божией ь Матери и образ Софии Премудрости Божией. Кроме главного престола, находятся три в приделах: святого великомученика Федора и святой мученицы Ирины — на правой стороне и святого Николая чудотворца — на левой. В главном алтаре крест запрестольный утвержден над двуглавым орлом — гербом Российской Империи, в память спасения императора Петра I от стрельцов в сем соборе. Внутри собора погребены некоторые лица царского рода, а также архиепископ Рязанский Моисей, архиепископ Московский Августин, митрополит Московский Макарий. Внизу под собором помещается церковь Всех Святых; здесь погребены Леонтий и Сергий, митрополиты Московские.

Вне собора, у западной стены его, в отдельной глухой палатке, погребено семейство Годуновых. К юго-западу от собора находится, в особенной каменной часовне, колодец, ископанный самим пр. Сергием и обретенный в 1644 году. К западу от этой часовни находится устроенный в 1792 году митрополитом Платоном, в виде пирамиды, памятник вышиною 14 аршин с надписями, изображающими великие события, происходившие в Лавре. Вокруг него в 1823 году поставлены соединенные цепью пушки, которые некогда служили для защиты Лавры от поляков. В церкви пр. Михея находится покрытая серебряной ризой его гробница(см. 5 мая); церковь эта была построена над гробом пр. Михея в 1732 — 1734 году и возобновлена в 1871 году. В церкви во имя святого Филарета Милостивого, пристроенной в 1867 году к южной стене церкви Сошествия Святого Духа, погребены Московские митрополиты Филарет и Иннокентий, а в притворе церкви — наместник Лавры, архимандрит Антоний (12 мая 1877 года). Выдающимся украшением церкви Святого духа служит изящный по рисунку иконостас из розового дерева и иконы в приделе Филарета Милостивого, установленные по кончине митрополита Филарета. Все эти иконы поднесены были митрополиту Филарету многочисленными его почитателями в день 50-летнего юбилея его 5 августа 1867 года; здесь же хранятся и облачения его. Рядом с церковью Святого Духа, в особой часовне, находится гробница знаменитого ученого Максима Грека. На южной стороне Лавры находится трапезная церковь во имя пр. Сергия.


Она построена в 1685 — 1692 годах по повелению царей Петра и Иоанна Алексеевичей и отличается как снаружи, так и внутри богатством и красотою архитектурных украшений. Здесь замечательно также пред амвоном большое медное паникадило с литыми изображениями Спасителя и 12 апостолов — вклад царя Иоанна Васильевича; костяной же шар под паникадилом, по преданию, составляет работу самого императора Петра I. Над этой церковью в особой палатке помещается драгоценное и знаменитое в археологическом отношении книгохранилище из множества старопечатных книг; здесь хранится 828 рукописей и до 10000 книг, относящихся к богослужению и духовно-исторического содержания. Из них замечательны:

Пятикнижие Моисеево на пергаменте, в лист, по письму конца XIV века или начала XV века, Паремейник на пергаменте — очень древнего письма, 16 слов святого Григория Богослова на пергаменте XIII или XIV века, Октоих с надписью на первой странице «Октоих Никоновский», и др. В архиве, в числе древнейших подлинных актов, сохранилась грамота князя Федора Андреевича Стародубского пр. Никону на озера, писанная на лоскуте бумаги, длиною с небольшим в один, шириною около двух вершков. Здесь же из 300 святительских грамот старшая по времени — настольная от Макария, митрополита Всероссийского, архимандриту Лавры Елевферию 1561 года. Ризница Лавры представляет много предметов благоговения, любознательности и любопытства. Святость, древность, драгоценность, достоинство вкладов — делают их разнообразными.

Особенно замечательны следующие из них: деревянные сосуды, в которых священнодействовал преподобный Сергий, священническая риза его из темноцветной бумажной нетонкой ткани, деревянные сосуды и священническая риза преподобного Никона из белой камки с оплечьем и крестом парчовыми, Евангелие преподобного Никона на пергаменте, кадило его серебряное, позолоченное, на подобие церкви, весом в два фунта, сандалии кожанные, 30 лет бывшие на ногах преподобного Сергия, крест, присланный преподобному Сергию патриархом Цареградским Филофеем, обложенный золотом и украшенный драгоценными камнями; Евангелие вместе с апостолом на пергаменте, по порядку древнего чтения, XIV века, Евангелие в лист на пергаменте — дар царя Федора Алексеевича 1677 года; рукопись древнего письма и может быть отнесена к XIV — XV векам, Евангелие на греческом языке, писанное на пергаменте в 4 д., в XII веке, — дар с Афона А.Н.Муравьева в 1850 году, служебник преподобного Никона на пергаменте, рукопись 1381 — 1382 года и другие.

Кроме этого находится множество простых, но замечательных по древности, панагий прежних русских святителей, множество древних образов и складней, одежд на престол с бриллиантами и жемчугом, драгоценных панагий митрополитов, архимандричьих и архирейских облачений, украшенных алмазами, изумрудами и жемчугом, пелен, шитых шелками, покров с жемчужными надписями. Особенно заслуживает внимания осыпанная бриллиантами и жемчугом панагия, устроенная митрополитом Платоном из камня агата, на котором самой природой изображены Распятие и молящейся перед ним на коленях инок; камень этот получен был митрополитом Платоном в подарок от князя ГА.Потемкина — Таврического. На север от Троицкого собора, посредине монастыря, возвышается на 46 сажень и 1 аршин величественная по бесподобному сочетанию легкости и красоты колокольня.

Она представляет собой четырехсторонний, кверху уменьшающийся в толщине столп, в основании имеет 12 сажень и 1 аршин, второй ярус — семь сажень в поперечнике, следующие ярусы еще уже. Вся колокольня украшена множеством превосходных по рисунку и исполнению орнаментов, карнизов, поясов, фронтонов, и пр.; венчается она золотым верхом в виде царской шапки, покоящейся на подставном табурете.

Строилась колокольня по плану известного архитектора XVIII века графа Растрелли и под надзором архитектора Ивана Мичурина. Первоначальное повеление о сооружении ее последовало при императрице Анне Иоанновне; при ней же приступлено и к постройке; окончена же колокольня при императрице Елизавете Петровне. Купол и золоченый верх сооружены при императрице Екатерине И-й. На купол употреблено железа 545 пудов, меди 278 пуда и золота 43 фунта 78 золотников. В трех ярусах колокольни помещаются колокола; всех колоколов более сорока и весят они свыше 8.600 пудов. Ниже всех висит Царь-колокол, весом в 4000 пудов. Церкви и здания окружены каменной стеною, с 9 башнями и 4 воротами.

В 1910 году, 11 июля,, на правой и левой сторонах святых ворот, в память исполнившегося 12 января того же года 300-летия освобождения Лавры от поляков, были торжественно при прибиты две чугунные доски с соответствующими надписями, изготовленные на средства, собранные по подписке между членами Московского отдела Императорского Русского Военно-Исторического Общества. Лаврская стена в окружности простирается на версту с четвертью; вышиною она в 4 сажени, а южной и западной сторон по местам до 6, 7 и более сажен; шириною в 3 сажени и более; сверху вся покрыта железом. По этой стене 12 января, в день воспоминания избавления Лавры в 1610 году от осады и в другие праздники совершаются крестные ходы. Ежегодно 15 августа бывает крестный ход вокруг всей Лавры. В стенах Лавры помещается Московская Духовная Академия в бывшем царском дворце, построенном императором Петром I.

Она переведена сюда в 1814 году из Московского Заиконоспасского монастыря. Лавра имеет школу и мастерскую иконописания, фотографию (для снимания икон), литографию и типографию, больницу — богадельню, церковно-приходскую школу для певчих, мастерские, две гостиницы и трехэтажный странноприимный дом, построенный в 1892 году, в память 500-летия кончины преподобного Сергия; он вмещает 2000 странников.

На средства Лавры содержатся также «Александро-Мариинский» дом призрения, основанный в 1833 году. К благотворительным учреждениям его относятся: «Филаретовское» училище для девочек, двухклассное училище для мальчиков, женская больница с отделением для неизлечимых, с амбулаторией и аптекой для бесплатной выдачи лекарств, женская богадельня, страннориимная для женщин и церковь с особым причтом. С целью религиозно-нравственного просвещения народа Лаврою издаются печатаемые в своей собственной типографии «Троицкие листки», которые расходятся в громадном количестве по всей России. Лавре принадлежат: в Москве — Троицкое подворье на Троицкой улице и Троицкое подворье на Ильинке; в С.-Петербурге — Троицкое подворье на Фонтанке.

Свято-Троицкая обитель с первых же дней основания явилась святыней в северо-восточной Руси, под благословением которой росло и крепло Московское царство. Здесь великий князь Дмитрий Донской получил благословение от преподобного Сергия на брань с Мамаем и отсюда во время битвы вновь подкреплен был его благословляющей грамотой.

Нередко преподобный Сергий являлся посредником в раздорах князей. Из обители его вышли многие основатели монастырей, служивших в то время рассадниками просвещения. Вот почему и сам преподобный Сергий, и основанный им монастырь не забылись в памяти русского народа. Росло царство Московское, — росла и обитель преподобного и тем более, чем более преемники святого Сергия сохраняли его заветы, развивали его святое дело.

Величайшим, самым блестящим подвигом Лавры в позднейшее время, снискавшим ей неувядаемую славу, была национальная защита веры и отечества в смутную эпоху и притом в самый трудный момент этой эпохи, когда господствовала всеобщая анархия, когда поляки владели Москвой и Смоленском , когда казаки добивали то, что осталось от поляков, когда Новгородом и Псковом стремились овладеть шведы, когда инородческие племена на востоке стремились к отложению, когда не было никакого правительства, потому что семичленное боярское управление находилось в плену у поляков, когда в этом же плену томился и первый, подавший голос на защиту Церкви и отечества, — патриарх Гермоген. В этот-то момент полного разложения государства и его приближавшейся гибели Свято-Троицкая Лавра выступила с горячим патриотическим воззванием к русскому народу поборницей за национальные интересы, возбуждая народ живым словом убежденной речи к защите веры и отечества .

И нужно заметить, что эта защита земли состояла не в одном только возбуждении народа: раз начатое дело Лавра довела до конца, побудив своими грамотами князя Пожарского к скорейшему походу на Москву, объединив и помирив вождей ополчения Нижегородского и казацкого в одной общей цели — спасения государства. В Свято-Троицкой же обители искал спасения Петр Великий во время заговора, произведенного стрельцами, и сохранил свою жизнь для блага и славы России.

И позднее Лавра не остается безучастной зрительницей исторических судеб России. Ко гробу преподобного и доселе спешит Царь русской земли перед началом и по окончании всякого важного политического акта. И доселе Лавра благословляет и напутствует Его своими молитвами, повторяя слова своего первооснователя:»а поможет ти Бог и Святая Богородица». К Лавре приписаны:
1) Махрищеский монастырь (см. о монастырях Владимирской епархии).
2) Смоленская Зосимова пустынь (см. там же).
3) Спасо-Вифанский монастырь, 2 класса, в 3 верстах от Лавры.

Устроен в продолжение 1783 — 1787 годах митрополитом Платоном. Его стараниями здесь построен был двухэтажный каменный храм: верхний — в честь Преображения Господня, а нижний — в воспоминание Воскрешения праведного Лазаря, почему и место монастыря названо Вифанией. Внутри храма Преображения сделана искусственная гора, на подобие горы Фаворской, и на вершине ее алтарь с круглым резным иконостасом, украшенным цветными стеклами и позолотой.

По обеим сторонам горы устроены лестницы, которые ведут к южным и северным дверям алтаря, где в углублении, на горном месте, сохранилось седолище преосвященного Платона и над ним рипиды, которые употреблялись во время священнодействия. В алтаре замечательна икона, присланная королем Франции Людовиком XVI, в дар митрополиту Платону, и резное из кости изображение «Поклонение волхвов» — вклад императрицы Марии Федоровны. Под храмом Преображения в вертепном храме Воскрешения Лазаря, на левой стороне от входа, в особом отделении, находится гробница над местом погребения митрополита Платона. Рядом с могильной храминой митрополита Платона, у стены, под балдахином, поставлен гроб преподобного Сергия, в котором были обретены его мощи; он в продолжении пяти столетий сохранился без малейшего следа разрушения и был перенесен митрополитом Платоном вместе с образом преподобного Сергия из Успенского собора Лавры в 1786 году.

Направо от храма находится двухэтажный большой собор во имя Сошествия Святого Духа и Тихвинской иконы Богоматери, выстроенный в 1866 году. К этому собору примыкает двухэтажный деревянный на каменном фундаменте дом митрополита Платона, сохранивший распределение и убранство покоев того времени. При монастыре находится Вифанская духовная семинария. 4) Гефсиманский скит, в 2 1/2 верстах от Лавры. Основан в 1844 году Московским митрополитом Филаретом, которым и был освящен, главный скитский храм с двумя престолами: вверху (28 сентября 1844года) — в честь Вознесения Божией Матери на небо, а внизу (8 июля 1846 года) — в память Гефсиманского моления Спасителя; при чем приснопамятный владыка при освящении первого престола облачен был в крашенинные фелонь и епитрахиль преподобного Сергия, его же и деревянный сосуд был на престоле для совершения Евхаристии.

В ските хранится немало святынь, замечательных древностью: часть креста Господня, камень от гроба Богоматери, часть масличного дерева из Палестинской Гефсимании, ковчег с частицею ризы Господней и мощами святых, схима, в которой был погребен преподобный Сергий, мантия преподобного Серафима Саровского, лично полученная от него наместником Лавры Антонием, схима святителя Воронежского Митрофана и схима патриарха Никона. В числе замечательных икон в ските находятся: празднуемая 17 августа Гефсиманская икона Божией Матери, привезенная с Афона митрополиту Филарету А.Н.Муравьевым (по преданию, находившаяся в кельи преподобного Иоанна Дамаскина и, быть может, как предполагают некоторые, точная копия или даже сам подлинник иконы, представляющий собою изображение Богоматери с Богомладенцем на Ее левой руке, благословляющим правою рукой, написанной самим преподобным Иоанном в благодарность за его исцеление и называющейся Дамаскинской, но которую не должно смешивать с иконой, известной под наименованием Троеручицы), образ Распятия Спасителя, принадлежавший по преданию, святому Федору Студиту и привезенный тоже А.Н.Муравьевым с Афона,

где это Распятие стояло в кельи патриарха Иеремии, жившего там на покое в XVI веке, и образ преподобного Сергия с частицами мощей. На север от скита за прудом находится пещерные кельи с двумя храмами. Основателем их был известный в Москве в шестидесятых и семидесятых годах прошлого столетия юродивый Филиппушка (Филипп Андреевич Хорев, из крестьян Владимирской губернии, Вязниковского уезда, деревни Стрянковой), в схиме — Филарет, погребенный в скиту; над пещерами построен в виде чехла величественный пятиглавый храм в русском стиле XVII века и освящен в 1894 году в честь чудотворной Черниговской — Ильинской иконы Божией Матери. Эта святая икона, написанная в XVIII веке на полотне и представляющая собою точный список, в несколько большем размере, с Ильинской —

Черниговской иконы, была получена в благословение от одного инока Свято-Троицкой Сергиевой лавры священником Хотьковского монастыря Иоанном Алексеевым; первоначально она находилась в его доме, где перед нею с особым усердием молилась проживающая там некоторое время после смерти своего отца девица Александра Григорьевна Филиппова, которой затем в 1826 году святая икона и была получена от отца Иоанна, а 1852 году передана ею в Гефсиманский скит, где святая икона, находящаяся в левой стороне иконостаса нижней пещерной церкви Архангела Михаила, вскоре и прославилась чудотворениями, красноречивыми свидетелями чего являются драгоценные украшения ее облагодетельствованными благодатною помощью Богородицы по молитвам перед этой святой иконой; первое чудо исцеления, по молитве перед нею, тяжко больной женщины совершилось

1 сентября 1869 года; празднование в честь этой иконы совершается 1 сентября и 16 апреля. Ежегодно в день храмового праздника, 17 августа, в скиту совершается, по подобию утрени Великой субботы, особая служба, именуемая «Похвалы, или священное последование на святое преставление Пресвятой Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии», следующим образом. — Во время пения «Бог Господь» предстоятель, неся образ Успения Божией Матери, исходит, вместе с служащими ему, из алтаря на середину храма и полагает образ на аналогии; затем раздаются свечи, и предстоятель кадит образ при пении особых тропарей:«Благообразных ученик лик ныне Божественный»,

«Егда снизшла еси к смерти», «Священным учеником, в Гефсиманию тело Матере Божия носящым» (каковые тропари составлены по подобию тропарей Великой субботы: «Благообразный Иосиф», «Егда снизшел еси», «Мироносицам женам»); после этого канонархом возглашается на глас 5-й: «Благославен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим» и читается 17-я кафизма («Блажени непорочнии) и разделенные на две статии «Похвалы» (составленные по образцу «Похвал» утрени Великой субботы); по окончании 17-й кафизмы и «Похвал», поются на 5-й глас с припевом: «Благославенная Владычице, просвети мя светом Сына Твоего», особые тропари (составленные по подобию воскресных тропарей: «Ангельский собор удивися»); при пении этих тропарей совершается двумя диаконами каждение, затем произносится малая ектения, а далее следуют: возглас («Яко Тя хвалят вся силы небесныя»), 4-й антифон, чтение Евангелия и прочее последование утрени. Женщины допускаются в скит только раз в год — накануне и в день храмового праздника (16 и 17 августа). К скиту приписаны:

а) Боголюбивая киновия, устроенная для погребения Лаврской братии в 1858 году;
б) Параклита, пустынь, в 5 верстах от скита, основанная в 1861 году.

При ските имеется богадельня имени митрополита Филарета и больница. В 10 верстах от Лавры находится старинная часовня, сооруженная на том месте, где некогда святой Стефан Пермский, проходя мимо обители преподобного Сергия, сделал последнему заочный поклон, на который в свою очередь ответил тем же и великий Радонежский игумен, духовно прозревший близость святого Стефана (см. 26 апреля). Около часовни открыта в 1901 году на средства Лавры церковно-приходская школа для детей деревень Рязанцева и Кутузова. Скиту также принадлежит в Москве часовня во имя преподобного Сергия у Ильинских ворот.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году».


Россия - Туры, отели, советы


Лучше всего подобрать тур с нашим менеджером в офисе или по телефону. Мы подскажем где лучше отдохнуть в этом сезоне опираясь на Ваши пожелания и бюджет.

Телефон в Москве (495) 795-04-93

Если Вы хотите сделать выбор самостоятельно, рекомендуем посмотреть следующие разделы нашего сайта:

- Каталог туров по России
- Каталог отелей России
- Новые фото России или архив фотографий России
- Видео отдыха в России

Позвонить бесплатно используя Skype


Россия - отзывы туристов

Тема: детский клуб Лалабай под Туапсе
Редкостное вранье. Из всего перечисленного в рекламе (деский бассейн на детском пляже, детское питание, комната при столовой куда покормив ребенка можно его сдать и поесть самой и т. 08.10 17:28 | Автор: Ирина
Другие отзывы | Оставить отзыв

Россия - фото курортов и отдыха
Фото Туапсе - Черное море
Туапсе - фото курорта
Фото Геленджика - город, окрестности
Геленджик - фото курорта
Россия - Все фото

Собираетесь в отпуск?

Вы можете сэкономить время, заполнив заявку на поиск тура или отеля и выбрать лучшие предложения, которые специально для Вас подготовят профессионалы туристической компании.

Скажите нам как хотите отдохнуть и мы организуем для Вас незабываемый отдых.

Путешествуете самостоятельно?

Много наших друзей самостоятельно путешествуют как на самолетах, так и на автомобилях. Для этого нужна серьезная подготовка к поездке:

- Наметить маршрут
- Узнать о достопримечательностях
- Запланировать экскурсии
- Забронировать отель
- Купить авиабилеты
- Если нужно, оформить визу
- Купить страховку (ВЗР)
- Просчитать затраты на транспорт
- Подумать о питании

Организация собственной поездки требует определенного времени уже сейчас и несмотря на то, что Вы самостоятельно планируете свою поездку Мы все же сможем Вам помочь :)

- Оплатить отель
- Купить билеты
- Оформить страховку

Если понадобится, поможем с арендой автомобиля, а также организуем экскурсионную программу.

Не теряйте время! Позвоните нам, сейчас.
Реклама на сайте:
Условия и цены на размещение рекламы смотрите по ссылке.
Телефон: +7 (495) 974-15-75
E-mail: adv@avialine.com
© 2011 - 2024 Все права защищены SiteMan.ru
При полном или частичном использовании материалов сайта, прямая активная ссылка на "Avialine.com" обязательна. Администрация портала не несет ответственности за достоверность и точность информации представленной на сайте пользователями портала. Все цены представлены на сайте по текущему курсу ЦБ РФ, могут быть изменены без предварительного уведомления, просим иметь в виду, что из-за разницы курсов сумма может отличаться от указанной.