Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь
|
Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь основан в 1429 году. Первыми поселенцами острова и основателями одной из знаменитейших русских обителей были соловецкие чудотворцы преподобные Герман и Савватий, шесть лет проведшие здесь в суровых испытаниях и лишениях.
Незадолго до кончины преподобного Савватия (1435 г.) отшельники покинули остров, но в 1436 году преподобный Герман вместе с преподобным Зосимой вернулся на Соловки. Скоро к ним стали стекаться из разных мест иноки и миряне, прося принять их в сожительство с собою по иноческому образу. Образовавшаяся таким образом братия построила деревянную церковь в честь Преображения Господня и Чудотворца Николая на том месте, где однажды преподобный Зосима видел над собою в воздухе сияющую обитель.
Новгородский архиепископ Иона благословил новую обитель, отправил все необходимое для храма и назначил ее игуменом Феодосия. Вскоре по ходатайству преподобного Зосимы и всей братии на имя третьего по счету соловецкого игумена Ионы монастырю была дана грамота на вечное и исключительное владение всеми соловецкими островами. После Ионы игуменом обители назначается преподобный Зосима, который вводит определенный устав и дает окончательное устройство всем сторонам иноческой жизни.
В 1465 году за алтарем церкви Успения Пресвятой Богородицы были погребены нетленные мощи преподобного Савватия. Монастырь, будучи колонизационным центром на севере и опорным пунктом русских владений на Беломорском побережье против набегов шведов, датчан и финнов, пользовался покровительством московских царей. В 1651 году царь Алексей Михайлович, по грамоте Новгородского митрополита Никона, учредил в монастыре архимандрию вместо прежних игуменов, даровав соловецким архимандритам особенные преимущества в церковном служении, подтвержденные в 1702 году во время своего посещения обители Петром Великим.
Вся история Соловецкого монастыря связана с историей русского государства. Два исторических факта заслуживают быть отмеченными особенно. Во времена исправления богослужебных книг патриархом Никоном иноки Соловецкой обители, видя в реформе извращение древнего чистого православия, решительно отказались принять новоисправленные книги, твердо решив защищать истину, хотя и понимали ее узко и односторонне, и оказали правительственной власти, поддержавшей дело Никона, упорное сопротивление.
Царь Алексей Михайлович, испытав все мирные средства воздействия на непокорных соловецких иноков, решил усмирить их силой и послал против бунтующих отряды стрельцов. Началось знаменитое "Соловецкое сидение". Осада монастыря продолжалась семь лет, с 1669 по 1676 год. В 1854 году, во времена тяжелой Крымской войны, монастырь подвергся бомбардировке со стороны английского флота, причинившей значительные повреждения монастырским зданиям и храмам. (По милости Божией, убитых и раненых не было). Монастырь мужественно защищался и на требования сдаться ответил решительным отказом. Можно только догадываться, сколь же велики были духовные достижения соловецких иноков, если даже внешнее их воплощение поражает ум. Здесь, на Севере, монахи выращивали яюлоки, розы и шиповник.
Петра I они угощали парниковыми арбузами. Была построена сложная система каналов, которая соединяла массу озер, возведена уникальная дамба на острове Большая Муксалма и многое другое. В 1558-66 годы по благословению игумена Филиппа (Колычева), был построен пятиглавый Преображенский собор. Святынями монастыря были: древняя икона "Одигитрия", принесенная в дар монастырю митрополитом Филиппом; древняя икона Знамения Божией Матери; серебряная рака с тремя частями мощей митрополита Филиппа; мощи прпп. Зосимы и Савватия; каменный крест прп. Савватия и икона прпп. Зосимы и Савватия, писанная учеником прп. Зосимы, игуменом Досифеем; икона Успения Божией Матери, устроенная по образцу такой же в Киево-Печерской Лавре, дар царевны
Марии Алексеевны; запрестольный крест, сделанный из моржевой кости с резным изображением Распятия; икона Запечной Божией Матери (эта икона явилась св. Филиппу на том месте, где впоследствии был построен храм Рождества Пресвятой Богородицы, рядом с хлебопекарней, за печью); мощи св. Германа - в храме его имени; мощи Маркелла, архиепископа Вологодского, бывшего игуменом в Соловецком монастыре - в храме св. Германа; мощи прп. Иринарха, соловецкого игумена - в часовне рядом с церковью прп. Германа. Ризница Соловецкого монастыря, находящаяся под церковью св. Николая, была одним из богатейших хранилищ различных святынь и вещей, замечательных в историческом отношении. Соловки известны как место ссылки неугодных правительству лиц и религиозных преступников.
Одним из первых соловецких узников был последователь известного публициста и философа Максима Грека, сторонник нестяжательного движения Сильван (умер в монастыре в конце 20-х гг. XVI столетия). В середине XVI - бывший игумен Троице-Сергиевой Лавры нестяжатель Артемий, активно ратовавший за небогатую Церковь и сознательное постижение религиозного учения. В начале XVII века в обители провел шесть лет крещеный татарский царевич, слуга Ивана Грозного, а одно время даже его соправитель, князь Симеон Бекбулатович. Некоторое время в качестве заключенного здесь находился автор известного "Сказания" о событиях Смутного времени Авраамий Палицын.
Прощенный, он с почетом был захоронен у собора Преображения Господня. Во второй половине столетия за несогласие с никоновскими реформами сюда были сосланы управляющий печатным двором князь Львов и бывший царский любимец архимандрит подмосковного Саввино-Сторожевского монастыря Никанор, принявшие активное участие в том самом соловецком восстании. С XVIII веке в обитель стали поступать заключенные по решению Синода и Тайной канцелярии. Из титулованных лиц здесь закончил свою жизнь соратник Петра I, дипломат, управляющий Тайной канцелярией Петр Андреевич Толстой.
Девять лет ссылки здесь провел член Верховного тайного совета Василий Лукич Долгорукий. В 1903 году соловецкая тюрьма была упразднена. И все же спустя 20 лет, уже в советские годы, история соловецкой тюрьмы приобрела новое, еще более трагическое продолжение. В 1920 году на территории монастыря располагается лагерь принудительных работ, который вместе с конвоем насчитывал 350 человек. В 1923 году организуется новое карательное учреждение значительно большего масштаба - Соловецкие лагеря особого назначения (СЛОН). На протяжении почти двух десятилетий, до 1939 года, сотни тысяч заключенных плотно заполняли помещения кремля и отдаленных скитов.
Осужденные жили в старых землянках, душных бараках, едва отапливаемых монастырских помещениях. В лагере томился выдающийся философ, математик, химик, инженер П.А. Флоренский; историки - В.П. Никольский, Н.П. Анциферов, В.В. Бахтин, М.О. Гордон; поэты и писатели - Б.Н. Ширяев, Л.М. Могилянский, В. Камецкой, О.В. Волков; художники - О.Э. Браза, К.Н. Половцев; профессор Московской консерватории Н.Я. Выгодский; крупнейший исследователь древнерусской литературы Д.С. Лихачев и др.
В период Великой Отечественной войны в стенах монастыря располагается учебный отряд Северного флота. В 1961 году государственными учреждениями была начата реставрация "храмов, хозяйственных и других строений Соловецкого монастыря". В 1974 году организуется Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник. С первых лет "перестройки", особенно после празднования 1000-летия Крещения Руси, началось общественное движение за передачу Соловков Русской Православной Церкви. Уже в 1989 году об этой проблеме заговорило и церковное Священноначалие. Архиерейский Собор, посвященный 400-летию введения партиаршества на Руси, обратился к руководству страны с просьбой передать Соловецкий архипелаг Церкви.
Широкая общественность, среди них были С. Ямщиков, Д. Лихачев, А. Солженицын, также требовала отдать Соловки. Одновременно появился ряд публичных выступлений музейных работников которые были категорически против любого присутствия "церковников" на островах. Возрождение Соловков началось в декабре 1988 года, когда на островах был создан церковный приход. Служить там был поставлен иеромонах (ныне игумен) Герман (Чеботарь). 4 июля 1989 года он освятил находящуюся за монастырской оградой часовню святителя Филиппа - первый возрожденный храм Соловков. 25 октября 1990 года Синод постановил открыть на Соловках Спасо-Преображенский ставропигиальный мужской монастырь и назначить временно исполняющим обязанности наместника игумена Германа. Осенью того же года на Соловках появились и первые послушники. Первые богослужения в обители проходили во вновь устроенном домовом храме, освященном в честь Собора Соловецких чудотворцев и расположенном в северном дворике монастыря, на втором этаже в корпусе справа от входа в Никольские ворота. Ранее переданный обители собор святителя Филиппа находился в плачевном состоянии и для богослужений был непригоден. Не все обстояло гладко и в отношениях с местными жителями.
Отлучились монахи на материк, чтобы пополнить запасы провизии, а когда вернулись застали пепелище. Спалил кельи человек из местных, нанятый на работу, но вскоре изгнанный за прогулы. Нелюбовь к монахам за 70 лет безбожия население впитало основательно. По словам нынешнего наместника монастыря архимандрита Иосифа (Братищева), его предшественник очень много потрудился, чтобы пробудить веру местного населения. Монастырь постепенно начинает обзаводиться своим хозяйсвом. В москве, в храме Великомученика Георгия, что рядом с гостиницей "Балчуг", было открыто подворье монастыря. Его настоятелем стал отец Мефодий. В 1992 г., спустя два года после своего избрания на первосвятительский престол, Патриах Московский и всея Руси Алексий II решил посетить Соловки. Монастырская жизнь на островах только зарождалась, хотя и венчала долгую борьбу за передачу монастыря Церкви. К своему паломническому визиту Его Святейшество приготовил достойный подарок.
Церкви были возвращены святыни - мощи основателей Соловецкой обители Савватия, Германа и Зосимы, сопровождая которые Патриарх и прибыл на остров. Обычно, если группа православных верующих собирается съездить в монастырь, она должна обратиться с просьбой принять ее в обители. Здесь есть человек, который занимается паломниками, он и рассматривает письма, определяя время посещения Соловков. Ответное письмо служит приглашением. Вместе с ним высылается специальная памятка. По древней традиции, паломника в течение трех дней будут бесплатно кормить, разместят на ночлег, ознакомят с историческими и духовными святынями. Если он намерен прожить на острове длительное время, то должен по благословению потрудиться на нужды обители. Соловки - не закрытая зона, и все желающие могут посетить острова, помолиться вместе с братией на богослужениях перед святыми мощами Савватия, Германа и Зосимы.
Святыни:
Мощи прпп. Зосимы, Савватия и Германа Соловецких
Икона свт. Иннокентия Московского с частицей мощей
тел. 2-40 , 2-98 (л)
Адрес: Россия, 164408, Архангельская обл., пос. Соловки.
Монастырское начальство:
Настоятель: Архимандрит ИОСИФ (Братищев)
Внимание! Сведения о составе духовенства и расписании служб могут быть устаревшими.
|