Дивеево - монастырь
|
На рубеже XVIII-XIX вв. матушка Александра (Мельгунова) по указанию свыше и с содействием преп. Серафима (Саровского) основала женскую монашескую обитель с суровым Саровским уставом. Серафим устроил там же в 1825 г. небольшую "Мельничную" девичью общину, объединение которых в 1842 г. и стало началом этого монастыря. Было построено несколько храмов. Обитель была закрыта в 1927 г. и восстановлена в июле 1991 г., когда мощи преп. Серафима были обнаружены в Санкт-Петербурге и возвращены в Дивеево, где они покоятся и поныне в Троицком соборе.
Среди российских обителей он занимает особое место. Монастырь основан во второй половине XVIII века монахиней Александрой, в миру - Агафией Семёновной Мельгуновой, на месте, указанном ей в видении Пресвятой Богородицей. Тогда сказаны были такие слова: "Это четвертый жребий Мой во Вселенной. И как звезды небесные, и как песок морской, умножу Я тут служащих Господу Богу и Меня, Приснодеву, Матерь Света, и Сына Моего Иисуса Христа величающих..." На средства, полученные от продажи всего своего имущества, матушка Александра построила каменную Казанскую церковь (1773-1780). Перед смертью основательница обители была пострижена в великую схиму. По просьбе схимонахини Александры указать духовника сестрам старцы назвали тогда еще молодого иеродиакона Саровского монастыря отца Серафима.
По велению Божией Матери, явившейся преподобному Серафиму в ноябре 1825 года, им основана еще одна обитель в селе Дивеево. В девичьей обители был установлен более легкий устав, возведены отдельные храмы и построена мельница. Пресвятая Богородица поведала преподобному Серафиму, что Она Сама станет Игуменией этой обители. Тогда же, по благословению Царицы Небесной, здесь забил источник, получивший позже имя батюшки Серафима. Мельничная девичья община была устроена по типу общежительной. Отдельные храмы, предназначенные для ее насельниц, были в 1829-1830 годах пристроены к Казанской церкви. Оба храма возведены на средства И.В. Мантурова и освящены в честь Рождества Христова и Рождества Богородицы. Земля, предоставленная сестрам помещицей В. Посниковой, была огорожена по благословению преподобного Серафима Канавкой. Великий саровский подвижник говорил: "Кто Канавку с молитвой пройдет, да полтораста "Богородиц" прочтет, тому всё тут: и Афон, и Иерусалим, и Киев".
В 1842 году Мельничная община была объединена с первоначальной обителью. Девичьи храмы закрыли, а Канавку засыпали мусором.
Под началом игумении Марии (Ушаковой) наступил духовный расцвет Серафимо-Дивеевского монастыря: увеличилось число сестер, построен величественный Свято-Троицкий собор, храм во имя Святого Благоверного Александра Невского, колокольня и другие здания. Общим уставом обители стал устав Мельничной девичьей общины. В 1905 году было начато строительство еще одного большого собора, который не успели тогда освятить из-за наступившего в 1917 году лихолетья.
В 1927 году Серафимо-Дивеевская обитель перестала действовать. Были снесены купола некоторых церквей, разрушена каменная ограда монастыря, уничтожено кладбище, окруженное Канавкой, а также Преображенский кладбищенский храм.
В июле 1991 года женский монастырь был вновь открыт. Сегодня в обители трудится более 400 сестер. Реставрируются храмы, благоустраивается территория обители. Центром духовной жизни остается Свято-Троицкий собор с великой святыней - святыми мощами преподобного Серафима Саровского. Бережно хранятся его нательный железный крест, бахилы, епитрахиль, мотыжка. В монастыре несколько источников, известных своей целительной силой.
По всему миру рассеяны люди, духовно близкие Дивеевской обители, которые, побывав в этом месте, осознали, что "счастлив всяк, кто у убогого Серафима в Дивееве пробудет: от утра и до утра, ибо Матерь Божия, Царица Небесная, каждые сутки посещает Дивеево".
Серафимо-Дивеевский женский монастырь занимает особое место среди российских обителей. Основан около 1780 года монахиней Александрой, в миру Агафией Семеновной Мельгуновой, на месте, указанном ей Пресвятой Богородицей. «Это четвертый жребий Мой во Вселенной. И как звезды небесные, и как песок морской, умножу Я тут служащих Господу Богу и Меня, Приснодеву, Матерь Света, и Сына Моего Иисуса Христа величающих...», - такие слова были сказаны Божией Материю о Дивеевской земле.
На средства, полученные от продажи всего своего имущества, матушка Александра построила два больших храма: в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» и в честь Успения Пресвятой Богородицы. В женской общине, устроенной ею всего за год до кончины, был принят суровый Саровский устав. Сестры трудились для саровской братии, вкушая пищу всего один раз в день. Перед смертью основательница обители была пострижена в великую схиму. По просьбе схимонахини Александры саровские старцы указали сестрам духовника, тогда еще молодого иеродиакона Саровского монастыря о. Серафима, великого светильника Русской земли. После кончины в 1789 г. основательница монастыря была похоронена у стен Казанского храма. Преподобный Серафим благословлял своих духовных чад ходить к ней на могилку, где часто совершались чудеса и исцеления, продолжающиеся и поныне.
По велению Божией Матери, явившейся преподобному Серафиму в ноябре 1825 г., им была основана еще одна обитель в селе Дивеево, куда принимали только девушек, тогда как в прежнюю общину поступали и женщины-вдовы. В девичьей обители был установлен более легкий устав, возведены отдельные храмы и построена мельница, чтобы они могли иметь себе пропитание. Пресвятая Богородица поведала преподобному Серафиму, что Она Сама станет Игуменией этой обители. Тогда же, по благословению Царицы Небесной, здесь забил источник чистой воды, получивший позже наименование источника батюшки Серафима. Мельничная девичья община была устроена по типу общежительной. Отдельные храмы, предназначенные для ее насельниц, были в 1829-1830 гг. пристроены к Казанской церкви. Оба храма были построены на средства И. В. Мантурова и освящены в честь Рождества Христова и Рождества Богородицы. Земля, предоставленная сестрам для ведения хозяйства помещицей В. А. Посниковой, была, по благословению преподобного Серафима, огорожена Канавкой. Великий Саровский подвижник говорил: «Кто Канавку с молитвой пройдет, да полтораста «Богородиц» прочтет, тому все тут: и Афон, и Иерусалим, и Киев».
В 1842 г. Мельничная община была объединена с первоначальной обителью. Девичьи храмы были закрыты, а Канавка засыпана мусором. Однако позже наступил и духовный расцвет Серафимо-Дивеевского монастыря. Под началом игуменьи Марии (Ушаковой) увеличилось число сестер, построен величественный Троицкий собор, храмы Александро-Невский, равноапостольной Марии Магдалины, а также другие монастырские здания. Общим уставом обители стал устав Мельничной девичьей общины. При Богадельне была открыта церковь в честь иконы «Всех скорбящих Радость». В 1905 г. было начато строительство еще одного большого собора, который не успели тогда освятить из-за наступившего в 1917 г. лихолетья.
В 1927 г. Серафимо-Дивеевская обитель была закрыта властями. Были снесены купола некоторых церквей, разрушена каменная ограда монастыря, уничтожено кладбище, окруженное Канавкой, а также Преображенский кладбищенский храм.
В июле 1991 г. Дивеевский монастырь был вновь открыт. Сегодня в обители подвизается около 140 сестер. Действуют храмы: собор Пресвятой Троицы, храм в честь Рождества Христова, во имя Рождества Богородицы. Реставрируются другие храмы, благоукрашается территория обители.
В Троицком соборе почивают мощи преподобного Серафима Саровского. Бережно хранятся его ряса, лапотки, вериги, котелок. В монастыре несколько источников, известных своей целительной силой.
Троицкий собор
После постройки Рождественских церквей преп. Серафим поручил Елене Васильевне Мантуровой купить участок земли недалеко от Казанской церкви. Брату ее, Михаилу Васильевичу, батюшка завещал хранить эту землю, несмотря ни на какие обстоятельства. Она была предназначена для постройки пятиглавого собора, о котором преподобный восклицал: «Собор-то какой у нас будет! Диво!.. Куда лучше Саровского и будут они нам завидовать!»
Впоследствии Михаилу Васильевичу пришлось вести борьбу с Иваном Тихоновым, желавшим заложить собор по своему усмотрению. 5/18 июня 1848 года все же состоялась закладка на месте, указанном великим старцем.
Строительство собора почти не велось до 1865 года, пока игумения Мария не смогла привести в порядок хозяйство монастыря. Из-за смуты деньги, пожертвованные на собор, в обитель не попали, и постройку продолжили на малые средства. Неподалеку устроили завод на монастырской земле и стали делать свой кирпич.
Первоначально предполагалось освятить собор в честь иконы Божией Матери «Умиление», но Нижегородский епископ Иоанникий определил его во славу Живоначальной и Животворящей Троицы. Изволение Божие на это подтвердилось особым знамением, когда при воздвижении креста в 1874 году на виду всех присутствующих над крестом в вышине вились три белых голубя, а ниже три журавля описывали равномерные круги.
Немало чудес являлось в строящемся соборе. Зимой он был заколочен, но внутри слышались звуки непрекращающейся работы. Временами, вечером или ночью, видели над собором необыкновенный свет. А в 1875 году преосвященный Иоанникий неожиданно для обители решил освятить собор лишь с тремя необходимыми иконами.
День освящения совпал с праздником иконы «Умиление» Серафимо-Дивеевской - 28 июля/10 августа. В честь этой иконы был освящен в 1880 году 2/15 июня правый нижний придел. 3/16 июня 1884 года освятили справа на хорах престол во имя иконы Божией Матери Владимирской-Оранской, а на следующий день - левый придел на хорах в честь Третьего обретения главы Иоанна Предтечи. Левый нижний придел игумения Мария оставляла неосвященным в течение 28-ти лет, с верой ожидая прославления батюшки Серафима. 22 июля/4 августа 1903 года, сразу после прославления Преподобного, придел был освящен.
Автором проекта собора был архитектор А. И. Резанов, ученик академика К. Д. Тона, завершавший строительство храма Христа Спасителя в Москве после кончины учителя. Вероятно, поэтому нельзя не заметить сходства Троицкого собора с московским храмом.
Долгие годы продолжалась внутренняя отделка собора. Стены были украшены замечательными живописными полотнами на темы Ветхого и Нового Завета работы дивеевских сестер. Убранство собора поражало изяществом и вкусом. В алтаре за престолом было установлено большое Распятие на фоне живописной картины. Изображение Спасителя, приносящего Себя в жертву за грехи мира, производило особое впечатление на входящих в храм.
В Троицком соборе находилась чудотворная икона Божией Матери «Умиление», пред которой всегда молился и коленопреклоненно скончался батюшка Серафим. На этом образе Богородица изображена в момент произнесения Ею слов архангелу Гавриилу при Благовещении: «Се раба Господня, буди Мне по глаголу твоему». Многих исцелял Преподобный, помазывая елеем из лампады перед образом Царицы Небесной. Дивеевским сестрам Батюшка говорил: «Вручаю вас Самой Царице Небесной Умилению (иконе), Она вас не оставит!» И ныне копия с этой иконы, написанная в начале XX века и также чудотворная, занимает почетное место в Троицком соборе в правом киоте, как указание на то, что Верховной Игуменией Дивеевской обители является Пресвятая Владычица наша Богородица. Неопустительно каждое воскресенье перед Литургией по заповеди Преподобного пред иконой служится нараспев Параклис (особое молебное пение по уставу Афонской горы). 21 сентября 1927 года последнюю перед закрытием монастыря всенощную под праздник Рождества Богородицы служил в соборе иеромонах, оказавшийся в Дивееве после разгона Саровского монастыря, так как в этот день все дивеевские священники были уже арестованы.
В октябре 1989 года Троицкий собор был передан церковной общине. Весной 1990 года при сиявшей в чистом небе радуге на него был водружен крест. Богослужения в соборе возобновились в субботу Похвалы Пресвятой Богородицы в апреле 1990 года, когда был освящен главный придел. С 1 января 1991 года службы в главном дивеевском соборе совершаются ежедневно.
Информация для паломников
Проезд
На поезде до станций Арзамас-1, Арзамас-2, Мухтолово, Нижний Новгород. Далее автобусом до с. Дивеево (от ст. Арзамас-2 в пути 1 час, из Нижнего Новгорода - 4 часа).
Размещение паломников
По всем вопросам проживания, трапезы и экскурсий для паломников обращайтесь в ПАЛОМНИЧЕСКИЙ ЦЕНТР (1-этажное деревянное голубое здание у входа в монастырь) ежедневно с 8 до 21 часа или по телефону/факсу 4-34-45. E-mail: palomnic@sinn.ru
Правила поведения для паломников
В монастыре запрещается:
1. Проводить экскурсии экскурсоводам туристических фирм и частным лицам. Экскурсии проводятся только экскурсоводами монастыря.
2. Фотографировать и снимать на камеру в храмах. Для съемки на территории монастыря необходимо получить разрешение в книжном киоске перед Троицким собором.
3. Оставлять включенным мобильный телефон в храмах.
4. Находиться женщинам в брюках и коротких юбках, мужчинам в шортах и в другой непристойной для христиан одежде. При входе в храм мужчины должны снять головные уборы, а женщины покрыть голову платком.
5. Курить на территории монастыря.
Как вести себя на источниках
Перед купанием нужно перекреститься с молитвой «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь» и трижды окунуться с головой в источник (либо можно троекратно облиться водой из ведра).
Паломницам следует купаться в рубашках.
Что увезти на память?
Как благословение преп. Серафима и препп. Александры, Марфы и Елены можно взять масло из лампад от их святых мощей и сухарики из чугунка батюшки Серафима в притворе Преображенского собора с 8-00 до 16-00 ежедневно.
Если есть возможность, купите книгу «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря» (составил ныне прославленный сщмч. Серафим (Чичагов)). В «Летописи» содержатся жития преп. Серафима, преподобных жен Дивеевских и вся история Дивеевской обители, а также пророчества святого Старца о будущих временах и его поучения. В киосках есть отдельно изданные жития преп. Серафима, преподобных матушек, открытки, буклеты, календари. Покупая книги, иконы и церковную утварь в наших киосках и магазинах, вы вносите вклад в восстановление Дивеевской обители.
|