Москва: Троице-Сергиева лавра
|
Тро́ице-Се́ргиева ла́вра — крупнейший монастырь России, расположенный в центре города Сергиев Посад Московской области, на реке Кончуре. Монастырь мужской, основан в XIV веке преподобным Сергием Радонежским. Играл важную роль в политической жизни Северо-Восточной Руси, был опорой российских правителей. Принимал активное участие в борьбе против татаро-монгольского ига и врагов России в смутное время.
В 1340-х годах Сергий Радонежский основал небольшой монастырь с деревянным Святотроицким храмом близ Хотькова, на холме Маковец. В 1355 году в монастыре был введен новый, общежитийный устав. Территория монастыря была разделена на три части — жилую, общественную и оборонительную; игуменом монастыря стал его основатель. План монастыря, установленный тогда, в общих чертах дошёл до наших дней (прямоугольный внутренний двор с церковью и трапезной, окруженный с четырёх сторон кельями). Вскоре Троицкий монастырь стал духовным центром Московских земель, поддержкой московских князей.
Здесь в 1380 году отец Сергий благословил войско князя Дмитрия Ивановича, отправлявшееся на сражение с Мамаем. 8 сентября 1380 года на поле боя вышли монахи-богатыри Троицкого монастыря — Пересвет и Ослябя. В 1392 году преподобный Сергий умер, а основанный им монастырь на протяжении нескольких столетий являлся культурным и религиозным центром Российского государства (в монастыре составлялись летописи, переписывались рукописи, писались иконы; в XV веке здесь было создано «Житие преподобного Сергия Радонежского», один из крупнейших памятников старорусской литературы, ценнейший исторический документ).
В 1408 году монастырь был разграблен и сожжён татарским ханом Едигеем, но следующие 200 лет его истории прошли почти безоблачно. Монастырь отстраивался, развивался, стал одной из главных российских святынь. В 1422-м году, году причисления основателя монастыря к лику святых, на месте деревянной церкви был заложен главный храм обители — Троицкий собор; позднее за монастырем закрепилось название «Троице-Сергиева лавра». В 1550-х годах Троицкий монастырь был обнесен белокаменной стеной (длиной 1284 м, с 11-ю башнями); в 1561 году он получил статус архимандрии. В 1585 году был построен Успенский собор.
В Смутное время монастырь, выдержав 16-месячную осаду польcко-литовских интервентов под предводительством Сапеги и Лисовского, стал одним из оплотов Второго ополчения Минина и Пожарского; большой вклад в дело Освобождения внесли архимандрит Дионисий и келарь Авраамий Палицын, помогавшие Ополчению крупными пожертвованиями и поддерживавшие дух войска.
Монастырю благоволили русские цари; они регулярно совершали паломничества к святым местам Троице-Сергия («Троицкий ход»); в монастыре был крещён Иван IV Грозный. В 1682 году, во время Стрелецкого бунта, монастырь послужил убежищем для царевны Софьи Алексеевны, царевичей Ивана и Петра. В 1689 году в монастыре укрывался спасшийся из Москвы бегством Пётр I; при нём в обители появилась великолепная барочная трапезная с храмом преподобного Сергия Радонежского. Именно в Троице-Сергиевом монастыре произошла расправа над сторонниками Софьи; отсюда уже единовластным правителем Пётр уехал в Москву. В 1738 году поменялась система управления монастырём: он стал подчиняться Духовному совету; вскоре (в 1744 году) Троице-Сергиев монастырь был удостоен почётного титула лавры; главой лавры утверждался Митрополит Московский.
Троице-Сергиева лавра являлась одним из богатейших монастырей России, входила в число самых крупных землевладельцев (в 1763 году, в преддверии крупной конфискации церковных земель, лавре принадлежало более 100 тысяч душ крестьян). Активная торговля (зерновыми, солью, предметами быта) способствовала преумножению богатств монастыря; его финансовое положение в XVII—XVIII вв. отличалось большой прочностью; велики были пожертвования в пользу русской армии (в 1812-м году — около 70 тысяч рублей), ополчения (см. Дионисий). К началу XX века во ведении лавры находились типография (в ней печатались произведения философов, священнослужителей — П. А. Флоренского, Климента Охридского и других), две гостиницы (на территории Посада), мастерские (производство игрушек, подсвечников, крестов и т. п., резьба по дереву), лавки, конные дворы. В 1910-е годы в лавре жило более 400 монахов. К Троице-Сергиевой лавре были приписаны некоторые малые монастыри и скиты. Святыни монастыря — нетленные мощи преподобного Сергия Радонежского (в Троицком соборе), мощи Никона, Сергия (Михея) Радонежских, св. Серапиона Новгородского, митрополита Иоасафа, архимандрита Дионисия, преподобного Максима Грека, икона Святой Живоначальной Троицы работы Андрея Рублёва (ныне в Третьяковской галерее, Москва) — привлекали тысячи паломников со всех концов России.
В лавре захоронены представители знатных русских домов — Бельские, Воротынские, Глинские, Оболенские, Одоевские и другие, выдающиеся деятели Смуты — князь Дмитрий Трубецкой и Прокопий Ляпунов, князь Андрей Радонежский, представители фамилии Годуновых, многие московские архиереи, патриархи Алексий I и Пимен. Многочисленные сокровища хранятся в ризнице — это уникальные предметы декоративно-прикладного искусства, подношения царей и богатых людей монастырю. Значительным фондом рукописей обладает лаврская библиотека — здесь хранятся и русские летописи, и рукописные книги XV—XVII веков, и уникальные образцы русских раннепечатных книг (на 1908 год — около 10 000), исторические документы.
В 1742—1814 годах на территории монастыря действовала духовная семинария, в 1814 году на базе московской Славяно-греко-латинской академии открылась Московская Духовная академия, которая разместилась в здании «царских чертогов». В числе слушателей академии нужно отметить известных философов В. С. Соловьёва и П. А. Флоренского.
В 1918 году указом Совнаркома лавра была закрыта. В апреле 1919 года были вскрыты мощи преподобного Сергия Радонежского; 20 апреля 1920 года вышло постановление СНК о закрытии монастыря. Троицкий собор был закрыт немедленно, а братия была выселена и нашла себе место в трудовых коммунах; в том же году на территории лавры был организован историко-архитектурный музей. С 1940 года Троице-Сергиева лавра — государственный музей-заповедник.
Начало возрождения духовной жизни лавры относится к 1946 году, когда согласно постановлению И. В. Сталина монастырь был возвращён Русской Православной Церкви. Спустя год в лавру пришли первые монахи, а в 1948 году заработала и Духовная академия. Теперь в лавре проводятся архиерейские и поместные соборы Русской Православной Церкви, международные встречи, торжественно отмечаются главные православные праздники. В наши дни в лавре насчитывается около 200 монахов. Действуют (2007) Троицкий, Успенский соборы, церкви Сергия, Св Духа, Смоленская , Иоанновская, Покровская, Иоанна Лествичника, Петропавловская.
Многочисленные архитектурные сооружения Троице-Сергиевой лавры выстроены лучшими зодчими страны в XV—XIX вв. Ансамбль монастыря включает более 50 зданий различного назначения.
Самым старым сооружением лавры является четырёхстолпный крестово-купольный Троицкий собор из белого камня, выстроенный в 1422 году на месте деревянного храма Святой Троицы. Это один из немногих сохранившихся образцов московского белокаменного зодчества XIV—XV веков. Именно вокруг Троицкого собора постепенно сформировался архитектурный ансамбль лавры. Построен он в память преподобного Сергия Радонежского, а заложен в год причисления основателя монастыря к лику святых. Над иконостасом собора работали знаменитые русские иконописцы Андрей Рублёв и Даниил Чёрный; для этого иконостаса была написана Рублёвым икона «Святая Троица». Особо следует отметить живописное многоярусное завершение собора. С юга к старому собору примыкает Никоновский придел (построен в 1548), а к западной стене монастыря в пристроена с 1559 Серапионова палатка (над мощами архиепископа Серапиона).
Второй по старшинству лаврский храм — Духовский (или храм Сошествия Святого Духа на Апостолов) — воздвигнут в 1476 году. Сложен он из кирпича и представляет собой классический пример псковского зодчества. Завершается он невысокой синекупольной колокольней.
Крупнейшее сооружение монастыря — Успенский собор — воздвигнуто 1559—1585 по образцу Успенского собора Московского Кремля. В работе над иконостасом принимал участие Симон Ушаков. Фрески выполнены в 1684 Дмитрием Григорьевым и др. К северо-западному краю собора примыкают могилы Бориса Годунова и его семьи, над которыми в 1780 была сооружена шатровая палатка. Вблизи западной стены собора располагаются казначейские и больничные палаты, последние — с церковью соловецких Зосимы и Савватия. Это единственный шатровый храм на территории Троице-Сергиевой лавры. Недавно он был хорошо отреставрирован И. В. Трофимовым. За храмом — Крепостная и Келарская палаты (XVI—XVII вв.). Рядом — Надвратная церковь св. Иоанна Предтечи (XVII в., построена на средства купцов Строгановых на месте старой надвратной церкви во имя Сергия Радонежского). Изначально пятиглавая, ныне она украшает монастырь своим единственным сохранившимя куполом. Одной из доминант является монастырская трапезная с церковью Сергия Радонежского (построена в 1686—1692), что находится в южной части лавры. Росписи внутри трапезной относятся к XIX веку. С юго-западной стороны к Успенскому собору примыкает так называемая Надкладезная часовня, сооружённая в нарышкинском стиле (кон. XVII в.). Заслуживают внимания и «царские чертоги» у северной стены лавры, в которых жил царь Алексей Михайлович во время своих приездов в лавру. Помимо указанных сооружений, к XVII веку также относятся братские кельи на юго-востоке монастыря (1640, Предтеченский и Варваринский корпуса) и Экономический корпус.
Ряд прекрасных сооружений создан на территории лавры и в XVIII в. Это небольшая Михеевская церковь рядом с трапезной, выросшая в 1734 над гробом Михея Радонежского; восьмигранная барочная Смоленская церковь (церковь Одигитрии), построенная, вероятно, архитектором Ухтомским в 1746—1748 на средства графа Разумовского (она обладает четырьмя широкими каменными лестницами, расположенными по периметру, и красивыми каменными балюстрадами); трёхэтажные Митрополичьи покои, являвшиеся местопребыванием московских архиереев (XVI—XVII вв., полностью перестроены в 1778); наконец, пятиярусная Лаврская колокольня (1741—1770, арх. Д. В. Ухтомский, И. Ф. Мичурин). Последняя является одним из блистательнейших примеров русского зодчества XVIII в., непременным звеном архитектурного ансамбля. Высота её — 88 м. Рядом с колокольней — обелиск, установленный в 1792 в память о славных делах лавры.
Сооружения XIX в. на территории лавры незначительны (корпуса Московской Духовной академии с академическим Покровским храмом (1870) и Церковно-археологическим кабинетом); за юго-западными стенами, в Пафнутьевом саду, расположены здание бывшей богадельни (1895), которое теперь используется в качестве помещения Московской Духовной академии, и Странноприимный дом (1892)).
Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры находится под охраной ЮНЕСКО.
|