Церковь Владимирской иконы Божией Матери автор фото
|
В конце 1899 года купеческая дочь Е.Г.Корина и её тетка Н.И.Щербакова предложили организовать в Иваново-Вознесенске женский монастырь. Новую обитель они предлагали посвятить Владимирской Божьей Матери, так как эта икона издавна хранилась у них как семейная реликвия. Для обсуждения этой идеи в доме Н.И.Щербаковой стали собираться сочувствующие лица. В 1900 году С.И.Жохова, жена владельца небольшого меднолитейного завода, пожертвовала участок земли на окраине города, где братья Константиновы возвели деревянный флигель и хозяйственные постройки. На следующий год она обратилась во Владимирскую духовную консисторию с предложением об организации на этом месте Алексеевской женской богадельни с церковью.
"Возымела я искреннее желание на собственные средства с помощью благотворителей устроить на окраине города Иваново-Вознесенска богадельню и при ней храм божий,"- писала она архиепископу Сергию. - "Если же обстоятельствами и временем впоследствии будет вызываться возможность и потребность обратить богадельню в женскую общину, а затем в женский монастырь, то это признаю допустимым со своей стороны и желательным". Богадельня была рассчитана на "пять лиц женского пола", которые должны были находиться на полном обеспечении, и начала функционировать с 1901 года. В одной из комнат богадельни проходили богослужения, которые посещали и жители близлежащих улиц. Устав богадельни Синод утвердил в следующем году, она перешла в ведение еперхиального управления, а С.И.Жохова стала попечительницей. Согласно уставу, здесь жили и другие женщины для обслуживания престарелых и ухода за ними. На обязанности "тружениц" лежала также работа в хозяйстве, занятия рукоделием: шитьём, вязанием, вышиванием.
В 1902 году здесь был заложен небольшой храм. По первоначальному проекту Петра Густавовича Бегена предполагалось строительство кирпичного двухэтажного корпуса богадельни с примыкающей к нему домовой церковью. Вскоре архитектор внёс изменения в проект и 11 мая 1903 года провели торжественную закладку трехпрестольной церкви Владимирской Божьей матери с приделами Марии Магдалины и Михаила Клопского. Строился храм на средства фабриканта А.Н.Дербенёва, владельцев ремизо-бердочного завода братьев Константиновых, Н.И.Щербаковой и других. Главный престол освятили 22 декабря 1904 года, а боковые - через три года.
Храм выстроен из красного кирпича в подражание архитектуре московских и ярославских церквей ХVII века. Выступающие объёмы фасадов имеют трёхлопастные завершения. Двойные и тройные окна украшены фигурными наличниками, входы выделены парадными крыльцами на круглых столбах под двускатной кровлей. Храм был увенчан пятиглавием. Внутри установили четырёхъярусный иконостас с иконами "древнемосковского" письма. Рядом с храмом выстроили деревянную колокольню.
После создания храма число женщин, желающих жить и работать при богадельне, увеличилось. Некоторые из них - бывшие послушницы монастырей - стали вводить здесь монастырские обычаи, и вскоре внутренняя жизнь обитательниц этого учреждения приняла порядок, существующий в женских монастырях. В 1906 году выстроили деревянный двухэтажный дом, где могли жить "труженицы, желающие трудами послужить богадельне и призреваемым в ней", а на первом этаже устроили трапезную.
В 1905-1907 годах во Владимирскую духовную консисторию стали поступать настоятельные просьбы обитательниц богадельни об учреждении женской общины, где они должны были жить по монастырскому уставу под руководством монахини.
"Высокопреосвященнейший Владыко, не оставьте нас без внимания, мы живём здесь как овцы без пастыря... нас собралось всех сестёр сорок, есть и из монашествующих, и девушки мирские, все желаем святую обитель получить, у нас бумага утверждена на Жохову, а она общину открывать не хочет, потому что замужем и живут они в миру в своём доме. Мы желаем все начальницу монастырскую". Эту идею поддержали и представители купечества, жертвовавшие средства на строительство храма: "Мы ходатайствуем ...не найдётся ли возможность в означенную Алексеевскую богадельню назначить начальницу монахиню для водворения уставов монастырской жизни".
К тому времени при богадельне жили уже более пятидесяти женщин. В основном это были крестьянки Владимирской, Тамбовской, Рязанской губерний, вдовы священников, бывшие послушницы монастырей. "Труженицы" разработали 15 десятин земли, где сеяли рожь, овёс, картофель. На территории богадельни находились три огорода, пасека, скотный двор, Кроме того, женщины обслуживали церковь, создали хороший хор, совершали надгробное чтение и отпевание умерших, занимались рукоделием. Праздничные службы в храме привлекали много народу, в том числе и интеллигенции. Таким образом, фактически уже существовал женский монастырь, богадельня на пять человек представляла собой лишь небольшое благотворительное учреждение при нем.
В ответ на многочисленные просьбы, во Владимирскую духовную консисторию в августе 1907 года из Успенского Княгинина монастыря города Владимира прислали в качестве настоятельницы 54-летнюю монахиню Августу, а С.И.Жохова была вынуждена оставить руководство богадельней. Вскоре Синод определил "учредить в городе Иваново-Вознесенске Владимирскую женскую общину с таким числом сестёр, какое община в состоянии будет содержать на свои средства, оставив при общине и существующую ныне богадельню на пять лиц". Торжественное открытие общины состоялось 26 августа 1908 года. В 1908 и 1911 годах А.Н.Дербенёв и А.В.Константинов пожертвовали общине новые земельные участки для устройства огородов и расширения кладбища. В 1916 году Владимирская община стала монастырем, где жили 14 монахинь и 62 послушницы. На территории, окруженной забором, находился храм и девять деревянных домов с хозяйственными постройками.
В 1918 году монастырь преобразовали в трудовую земледельческую артель, кроме того монахини занимались рукоделием. В 1920-е годы часть монастырских помещений заняли под студенческие общежития, в двухэтажном жилом доме поселились студенты политехнического института и рабфака, а всех монахинь и послушниц переселили в здание трапезной. После выезда студентов дом заняли под жильё. В 1925 году в монастыре остались 39 монахинь и послушниц и проживала 21 семья рабочих с разных текстильных фабрик.
Вскоре в губисполком поступило письмо командующего войсками Московского военного округа и начальника военно-воздушных сил РККА по поводу размещения в городе личного состава и служб авиаотряда Красной Армии. На заседании Президиума губисполкома 26 октября 1925 года было принято решение: "Имея в виду, что единственно возможными помещениями в городе для размещения авиачасти являются здания, расположенные в ограде женского монастыря, считать необходимым возбудить перед ВЦИК ходатайство о закрытии указанного монастыря." В 1927 году монастырские помещения переоборудовали под казармы авиаотряда. На следующий год закрыли и храм, принадлежавший тогда общине православных обновленческого направления, так как по мнению начальника военно-воздушных сил Московского военного округа "богослужение вносит крайне ненормальное положение в воспитание, политическую и боевую подготовку красноармейской массы". В своем письме председателю Иваново-Вознесенского горсовета он требовал "скорейшей ликвидации богослужений в церкви и закрытие её как таковой навсегда".
Территория, расположенная против монастыря, на другой стороне Лежневской дороги, называлась Владимирскими слободами и вошла в состав города в 1922 году. Владимирская церковь оказалась во дворе военного предприятия. Долгое время здание использовалось под клуб, затем под склад. В 1993 году в храме возобновились богослужения, произведена реставрация.
По материалам книги доцента Ивановского государственного университета Александра Михайловича Тихомирова "Храмы Иваново-Вознесенска".
|