Фото - Автор: Андреева Ирина
|
В середине ХVII века в Русской Православной Церкви произошёл раскол. Часть русского общества не приняла реформы патриарха Никона, заключавшиеся в исправлении богослужебных книг и некоторых изменениях в обрядах. Фактически старообрядцы выступили против централизации церкви, усиления патриаршей власти и западного влияния в России.
Большой Московский Собор 1667 года официально закрепил раскол, и старообрядцы, которые подвергались гонениям, переселялись в более удалённые местности, в том числе в Поволжье. Село Иваново ещё в ХVII веке стало одним из центров старообрядчества.
Интересна история создания в Иваново-Вознесенске старообрядческой церкви. В 1787 году талантливый крестьянин О.С.Соков, изучив технологию отделки тканей на английских мануфактурах в Шлиссельбурге, вернулся в Иваново и выстроил на берегу Уводи кирпичные набойные корпуса. С его именем связано начало ситцепечатания в нашем крае.
Ситцы, произведенные О.С.Соковым, превосходили местную продукцию, однако мануфактура просуществовала всего 13 лет. В 1801 году, после смерти О.С.Сокова, фабрика перешла к его брату Андрею, который также вскоре умер. Их наследник С.М.Соков продал здания мануфактуры крестьянину М.И.Ямановскому, который был главой местной старообрядческой общины. В 1810 году по проекту архитектора Я.Я.Маричелли набойные корпуса, пожертвованные М.И.Ямановским общине, перестроили в молитвенный дом старообрядцев поповского согласия. К помещению с восточной стороны пристроили алтарь. В западной части здания на третьем этаже разместились комнаты богадельни. С 1811 по 1817 годы старообрядцы писали прошения во Владимирскую духовную консисторию с разрешением освятить здание в церковь и иметь священника из старообрядческих монастырей, расположенных на реке Иргиз. Прошения были подписаны всеми купцами села Иванова, однако эти просьбы не были удовлетворены. Более того, в 1830-е - 1840-е годы вставал вопрос о закрытии молитвенного здания, которое тогда функционировало как часовня. В этот период многие старообрядцы, в том числе и М.И.Ямановский, перешли в единоверие.
До 1860-х годов богослужения совершались священниками, тайно приезжавшими из старообрядческих скитов. После создания в 1846 г. Белокриницкой иерархии, а через семь лет - Московской старообрядческой архиепископии, старообрядческие епископы стали рукополагать в священники местных жителей. В 1901-1903 годах молитвенное здание отремонтировали и освятили во имя Святой Троицы. После Указа 17 апреля 1905 года старообрядцы получили равные права с православными. Через два года молитвенный дом, не имевший главы и креста, реконструировали в церковь. Над храмовой частью здания по проекту П.Г.Бегена надстроили высокое чердачное помещение, увенчанное пятиглавием.
Храм освятили во имя иконы Казанской Божьей Матери, святителя Николая и Святой Троицы. На следующий год была официально учреждена Казанская старообрядческая община. В 1910 году, к столетнему юбилею, храм окружили оградой с металлическими решетками, а над проездными воротами устроили оригинальную звонницу, в оформлении которой сочетались мотивы древнерусской архитектуры и стиля модерн. Автором проекта был ивановский архитектор А.Ф.Снурилов, а строилась звонница на средства старосты церкви, купца Н.И.Куражева.
Решением президиума облисполкома 4 февраля 1930 года церковь закрыли "принимая во внимание острую нужду в жилых помещениях в городе в связи с предстоящим выселением граждан из домов, намеченных к сносу с участков, предоставленных под новое капитальное строительство и полную возможность приспособления старообрядческой церкви под жильё не менее 150 человек". Общине верующих, которая "в большинстве своём объединяет не рабочих, а служащих, кустарей, торговцев, то есть "нетрудовой элемент", предложили перейти в неотапливаемый придел Благовещенской церкви, куда перенесли старинные иконы и облачения. В июне 1930 года Казанскую церковь "ликвидировали" еще до официальной санкции комиссии по вопросам культа при Президиуме ВЦИК, куда старообрядцы направили жалобу на самоуправство местных органов власти. Переписка комиссии с Ивановским облисполкомом продолжалась ещё два года. В Казанской церкви открыли клуб милиции, остальное помещение приспособили под жильё.
Здание было намечено к сносу "в ближайшие годы как в связи с проводимой перепланировкой города, так и производящимся строительством учебных заведений". Церковь, к счастью, уцелела, однако сломали ограду, звонницу и церковные главы. Металлические решетки ограды, изготовленные на московском заводе П.Н.Шабарова, перенесли к зданию школы на улице Рабфаковской. Долгое время церковь использовалась как жилой дом. Сейчас здание восстановлено в первоначальном виде. В 1991 году в одном из помещений был устроен православный храм, где проводятся богослужения.
По материалам книги доцента Ивановского государственного университета Александра Михайловича Тихомирова "Храмы Иваново-Вознесенска".
|