Казанский собор - Санкт-Петербург
|
Казанский кафедральный собор является выдающим памятником русской воинской славы. Его история тесно связана с Отечественной войной 1812 г. В соборе похоронен фельдмаршал М.И.Кутузов, а также находятся французские боевые знамена и ключи от французских крепостей, взятых русской армией.
Казанский кафедральный собор является выдающимся памятником архитектуры и изобразительного искусства. Этот храм был построен архитектором А.Н. Воронихиным в содружестве с лучшими скульпторами и художниками первой половины XIX в. и стал первым в России храмом, построенным русским архитектором в чисто европейском стиле.
Казанский собор - великолепный образец русской архитектуры начала 19 века. Он был возведен на месте небольшой церкви, в которой находилась чудотворная Икона Казанской Божьей Матери, и назван в честь этой иконы.
В 1800 году Император Павел I приказал построить в Петербурге собор по образцу собора Святого Петра в Риме. Проект был поручен архитектору Воронихину, бывшему крепостному графа Строганова, ставшему впоследствии профессором Академии Искусств.
На строительство собора ушло десять лет - небольшой срок для столь значительного сооружения. Для возведения собора были задействованы тысячи рабочих, в основном, крепостные крестьяне. Среди них было немало талантливых каменщиков, гранильщиков и кузнецов. Собор строился из материалов исключительно отечественного, преимущественно карельского, происхождения. Условия труда были крайне тяжелые, техника практически отсутствовала. Однако за короткое время был возведен самый большой в то время храм Санкт-Петербурга - высотой 71,5 метров, с уникальными внутренними и внешними колоннами, высеченными из огромных гранитных монолитов, весом до 30 тонн каждая.
Перед Воронихиным стояла непростая задача: согласно церковным канонам, алтарь храма должен быть ориентирован на восток, соответственно, главный вход и фасад - на запад. Следуя этим канонам, получалось, что собор будет обращен к главной магистрали Петербурга, Невскому проспекту, не фасадом, а боком. Воронихин блестяще справился с этой проблемой, украсив северный фасад собора колоннадой, повернутой к Невскому проспекту. По замыслу зодчего, еще одна такая же колоннада должна была украсить противоположный, южный фасад храма, но планы Воронихина не были воплощены в жизнь.
Именно со строительства Казанского собора начался "золотой период" российского зодчества, а Петербург окончательно принял вид столицы Российской империи. Невский проспект стал не просто магистралью, соединяющей Александро-Невскую лавру с центром города, а парадным проспектом.
Во внутренней отделке собора широко использован мрамор, порфир, яшма и финский гранит, добывавшийся под Выборгом. Всеми работами по мрамору и граниту руководил талантливый самоучка Самсон Суханов, известный своими работами в Петербурге, Царском Селе и Павловске. Все основные работы по мрамору в Казанском соборе, включая тончайшую резьбу по мрамору, украшающую царское место, - дело рук Самсона Суханова.
Казанский собор - шедевр классической архитектуры. Снаружи и внутри собор богато украшен скульптурой, которую создавали лучшие российские мастера. Наружные бронзовые скульптуры, выполненные Пименовым, Мартосом и Демут-Малиновским, представляют святых Владимира, Андрея Первозванного, Иоанна Предтечу и Александра Невского. Они отлиты талантливым мастером Екимовым. Им же отлиты из бронзы северные двери собора, являющиеся точной копией дверей, выполненных скульптором Гиберти для крестильного дома во Флоренции в XV веке. Рельефные скульптурные работы и снаружи, и внутри созданы скульпторами Гордеевым, Рашеттом, Прокофьевым и другими.
Неотъемлемой частью интерьера собора является живопись. Художники конца XVIII-начала XIX века Брюллов, Бруни, Басин, Кипренский, Шебуев, Боровиковский, Угрюмов, Бессонов и другие расписывали иконостас собора, его стены и подкупольные столбы - пилоны. Все эти работы выполнены в академическом стиле, в манере подражания мастерам эпохи итальянского Возрождения. Наиболее замечательной живописной работой в храме является "Взятие Богородицы на небо" кисти Брюллова.
Отечественная война 1812 года изменила судьбу Казанского собора. Построенный первоначально для чудотворной иконы Казанской Божьей Матери, он превратился в хранилище священных реликвий победоносной войны. Сюда свозили военные трофеи, в том числе армейские знамена и полковые штандарты наполеоновских войск, ключи от завоеванных городов, маршальские жезлы. Еще более возросло мемориальное значение Казанского собора в 1813 году, когда было решено похоронить под его сводами национального героя, победителя Наполеона и освободителя России Михаила Илларионовича Кутузова. В 1837 году перед собором были установлены памятники фельдмаршалам Кутузову и Барклаю-де Толли.
В центре парка, основанного перед Казанским собором в 1935-1936 годах, находится гранитный фонтан, перенесенный сюда с дороги на Царское село. Его создал знаменитый Тома-де-Томон в 1809 году. Сегодня этот парк - одно из любимых мест для прогулок горожан и гостей города.
|