Санкт-Петербург - Храм Воскресения Христова
|
Храм Воскресения Христова - ведущая архитектурная доминанта центра Санкт-Петербурга, единственный сохранившийся в городе памятник императору Александру II Освободителю.
Храм Воскресения Христова («Спас на крови» или Воскресенский) построен в 1883-1907 годах архитектором Альфредом Парландом и архитектором-архимандритом Троице-Сергиевой пустыни Игнатием, в миру И. В. Малышевым. Воздвигнут на месте, где 1 марта 1881 г. народовольцем Гриневицким был смертельно ранен император Александр II.
Спас на крови - последнее крупное храмовое сооружение, возведенное в северной столице.
Храм Воскресения Христова (Спас на крови) возводился как общенародный историко-мемориальный комплекс. Собор увековечил память императора Александра II, его реформаторский курс преобразований, и выразил покаяние народа России.
Вместе с тем, Спас на крови - исторический памятник трагическим событиям 1 марта 1881 года.
Было бы неправильно воспринимать этот храм только как культовый объект, прочтение его шире и глубже. Идейно-образная структура Спаса отражает не столько культовое, сколько политическое, историческое, художественно-стилистическое и даже градообразующее начало.
Примыкающая к собору территория - одна из наиболее старых частей Петербурга, "ядро" центра города, сформировавшегося в первой трети XVIII века. В этот период складывается городская система коммуникаций, когда Большая и Малая Конюшенные улицы служили транспортным каналом между Придворным конюшенным ведомством и Невским проспектом. Расположение храма в сердце города определило высочайший уровень ценности окружающего пространства. Здесь особенно богата историко-культурная среда, представленная такими сокровищницами духовной культуры, как Русский музей, Малый оперный театр, Большой зал филармонии и храмы различных конфессий. Пожалуй, в историческом центре Санкт-Петербурга нет другого подобного сооружения, противопоставленного окружающей архитектурно-пространственной среде, - своим силуэтом, композицией, богатым декоративным убранством.
Собор привлекает пышностью и количеством декора: фигурными наличниками, кокошниками, поясками, изразцами, цветной глазурованной черепицей. Пять куполов храма покрыты ювелирной эмалью площадью 1 000 кв. м. Его колокольню украшают мозаичные гербы городов и губерний Российской империи.
Казалось, благодаря особенностям архитектуры и убранства храм Воскресения Христова должен стать диссонирующим элементом окружающего пространства. Но он гармонично вошел в городской ландшафт, в основном благодаря реконструкции этой части Петербурга, выполненной по проектам инженеров Г.Г.Кривошеина, Н.Н.Митинского, Н.А.Житневича и архитекторов А.А.Парланда и Р.Ф.Мельцера.
В 1892 году напротив колокольни Спаса на крови возвели широкое деревянное перекрытие Екатерининского канала, наподобие Синего и Казанского мостов, образовавшее выложенную брусчаткой площадь перед входом в храм.
Южная, восточная и северная стороны этой площади были оформлены дугообразной оградой, выполненной по проекту Парланда. Она состояла из 52 звеньев со стилизованным растительным орнаментом, кованных на петербургском заводе К.Винклера в 1903 - 1907 годах. Вдоль ограды устроили тротуар из лещадных плит с гранитным цоколем, с южной и северной сторон примыкавших к тротуару собора. Восточную часть площади перед храмом оформляли газоны и цветники.
Храм Воскресения Христова никогда не мыслился, да и не был оплотом исключительно церковной жизни. Об этом не помышляли даже деятели церкви. И для них он был храмом-памятником, храмом-символом.
Вот что писал по этому поводу высокообразованный и широко мыслящий протоиерей Н.Антонов: "Вот этот-то храм Воскресения Христова и прилегающий к нему район и надлежало бы сделать средоточием всего того, что имеет художественное отношение к императору Александру II, и проще всего, в области живописи и вообще изобразительного искусства".
Как музей рассматривал Антонов и ризницу Спаса на крови, даже предлагал расширить этот музей (возможно, намечалось построить еще одно небольшое здание в Михайловском саду). Разумна и его мысль об устройстве своеобразного музея в самом саду - установке статуй деятелей русского искусства второй половины XIX века, и, прежде всего, самого императора Александра II.
Спас на крови Антонов и его единомышленники хотели видеть "приютом" русской национальной музыкальной культуры, центром духовного пения, выступлений хоров. В ту пору не шла речь об этом соборе как о постоянно действующей церкви - все понимали его исключительную художественную ценность. Ни одно из этих предложений не устарело в наше время. По существу, это готовая программа возрождения храма.
Президиум ВЦИКа (протокол № 67 от 30.10.1930 г.) постановил закрыть действующий храм Воскресения Христова. На длительный период духовно-просветительная роль собора-памятника, сперва как храма придворного, затем приходского, оказалась невостребованной.
Секретариат Центрального совета Общества политкаторжан в ноябре 1930 года передал разоренный храм музейной секции. Но освоить грандиозное здание, да к тому же содержать его в должном порядке политкаторжанам оказалось не по силам. Некоторое время собор пустовал. Считалось, и это было на руку новым хозяевам страны, что Спас на крови не представляет ни исторической, ни художественной ценности. Началась кампания по его уничтожению.
В ноябре 1931 года Областная комиссия по вопросам культов принимает решение о целесообразности разборки Спаса на крови по частям. Затем на некоторое время этот вопрос был снят с повестки дня.
Вновь он поднимается в 1938 году. Акцию планируют на 1941 год. Казалось, участь храма-памятника, как и многих других российских церквей, была решена. Но в связи с началом Великой Отечественной войны взрывников буквально от стен храма направили на фронт. В годы блокады в Спасе на крови размещают морг, сюда свозят трупы погибших ленинградцев.
После войны собор арендует Малый оперный театр и устраивает в нем склад декораций. Здание продолжает разрушаться, после войны к "непрофильной" эксплуатации добавились разбитые стекла окон, отверстия от осколков в куполах и кровле, через которые внутрь попадала влага.
Еще один критический момент в судьбе храма - 1956 год, когда городские власти в очередной раз задумали снести собор под предлогом устройства транспортной магистрали. Началась новая кампания уничтожения культовых зданий, продолжавшаяся более десяти лет.
И только в 1968 году собор был взят под охрану Государственной инспекцией по охране памятников при Главном архитектурно-планировочном управлении. А в 1970 году директору музея "Исаакиевский собор" Г.П.Бутикову удалось доказать сначала руководству города, а затем и чиновникам Министерства культуры историческую и художественную ценность этого храма. Он же ходатайствует о передаче памятника своему музею в качестве филиала, для проведения реставрационных работ и открытия в будущем музея.
Исполком Ленгорсовета 20 июля 1970 года принимает решение № 535 "Об организации филиала музея "Исаакиевский собор" в здании бывшего храма Спаса на крови". Передача храма-памятника на баланс музея состоялась 12 апреля 1971 года.
К этому времени храм Воскресения Христова находился в аварийном состоянии и требовал срочной реставрации.
Сначала был выполнен большой объем общестроительных и инженерных работ, без которых реставрацию начинать было невозможно. Параллельно научные сотрудники музея изучали архивные материалы по Спасу на крови, и не только в Ленинграде, но и в Москве, Свердловске и Барнауле. Для определения состояния декоративно-художественного убранства памятника и выдачи рекомендаций по реставрации заключались договоры с институтами и научно-исследовательскими лабораториями.
Непосредственно к реставрации приступили только в 1980 году.
Первый этап научно-реставрационных и восстановительных работ был завершен 19 августа 1997 года, и музей-памятник "Спас на крови" открыл свои двери для посетителей. Основа его экспозиции - архитектура и художественно-декоративное убранство.
В силу своей специфики музей экспонирует произведения культового искусства, гармонично сочетающие в себе художественно-информационную и мемориальную ценность.
Экспозиция музея "Спас на крови" - одно из средств познания отечественной истории и культуры. Он видит свою задачу в раскрытии исторической и художественной ценности собора, позволяет нашим современникам испытать чувство сопричастности к отечественной истории и культуре.
Храм Воскресения Христова - единственный сохранившийся в Петербурге памятник императору Александру II.
Ближайшие задачи государственного музея "Спас на крови" - восстановление прежнего статуса историко-мемориального комплекса.
|