Саровская Успенская пустынь
|
Расположена в 37 верстах от уезда г.Темникова, на границе Нижегородской и Тамбовской губерний, в 60 верстах от ж/д станции Арзамас (в 90 верстах от пристани на р.Оке Ватажка, при впадении р.Саровки в р.Сатис), на высокой горе, окруженной со всех сторон густым хвойным лесом.
На её месте находился татарский городок Сараклыч, или Саракнич, и жил в нем некий татарский князь Бехан. По взятии Казани Иоанном Грозным, Сараклыч подвергся разорению, запустел и стал называться "Старым Городищем". В XVI веке здесь появляются отдельные пустынножители. Имена первых подвижников, спасавшихся в вырытых ими пещерах Саровских лесов, остались неизвестны. Основание пустыни, как монастыря положены иеромонахом Исаакием (в схиме Иоанном), в 1705 г. Вселившись в Саров, он построил для пустынников, с разрешения местоблюстителя патриаршего престола Стефана Яворского, деревянную церковь во имя Пресвятой Богородицы "Живоносный Источник" и ввел устав древних подвижников Востока. Вскоре им положено было основание другой церкви, каменной, во имя Успения Божией Матери. Пустыня прославилась именами великих подвижников и старцев-Назария, Дорофея, Илариона, Матфея, Александра, Марка и, наконец, просияла таким светильником православной веры, прп.Серафима.
Все здания монастыря-каменные. Громадные двухъэтажные корпуса, назначенные для братских келлий, расположенные между четырьмя угловыми башнями, служат вместо каменной ограды, причем южный и северный фасады почти висят над обрывом. Над главными западными воротами возвышается величественная колокольня, вышиною более 40 сажень.
Из храмов обители прежде всего останавливает на себе внимание чудный пятиглавый храм Живоносного Источника. Он очень красив и снаружи, и внутри. Алтарь отделен от храма резным золоченным с колоннами иконостасом. За клиросами находятся такие же резные и золоченные киоты, в которые помещаются иконы: за правым клиросом-икона Живоносного Источника Божией Матери, которая, по преданию, принесена первыми основателями пустыни, пред которою часто молился о.Серафим, и от которой многие получали исцеление, молясь перед ней по совету прп.Серафима; за левым-Успение Богоматери. Громадный купол, в котором написана Св.Троица и Собор всех святых, покоится на четырех столбах, из которой два находятся в храме, а другие два-в алтаре, за иконостасом.
За храмом Живоносного Источника находится еще более величественный главный храм пустыни-Успенский собор, в котором находится главная святыня обители-святые и многоцелебные мощи прп.Серафима. Они почивают в кипарисовом гробу, вложенном в дубовый гроб, представляющий собой художественное воспроизведение той дубовой колоды, в которой 70 лет хранилиь всечестные останки преподобного. Этот дубовый гроб помещен в раку, сложенную из четырех массивных плит белоснежного мрамора, утвержденных на возвышенном каменном помосте, к которому с двух сторон ведут по три ступени. Рака сделана из камня, в воспоминание великого подвига моления прп.Серафима на камне, в вознаменование же убогой простоты преподобного и отречении его от благ мира, вся рака кругом украшена одной резьбой без шлифовки и позолоты. Над ракой устроена величественная сень тонкой чеканной работы из позолоченной бронзы. Вокруг раки поставлена бронзовая чеканная решетка с изображением двухглавых по углам и шестокрылых серафимов по сторонам. В общем устройство гробницы прп.Серафима, сооруженной усердием и щедрым иждевением ИХ ИМПЕРАТОРСКИХ ВЕЛИЧЕСТВ, отличаются величавою строгою красотою. Стоимость раки (весом до ста пудов) с сенью простираются до 35 000 руб.
Нынешний Успенский собор, заложенный в 1730г. и оконченный постройкой в 1744г., вначале был небольшим храмом, простой архитектуры. Затем, когда увеличились потребности (а вместе с тем и средства обители), к нему был пристроен храм больших размеров, вдвое выше и с главою. Новая пристройка была обращена в храм, а прежний храм был сделан алтарем. Но вскоре и этот храм оказался тесным для массы богомольцев, посещавщих Саровскую путынь, и, вот, к прежнему (второму) храму был присоединен новый-нынешний громадный пятиглавый собор. Прежний храм был обращен в алтарь главного придела, а алтарь бывшего до того храма (первоначальный храм) - в ризницу. Новый храм отличается роскошью и художественностью своего внутреннего устройства. Громадный иконостас покрыт иконами художественного письма в дорогих ризах. Царские врата исполнены с замечательным искусством. Над средними царскими вратами находится храмовая икона Успения Пресвятой Богородицы-копия с чудотворной иконы, находящейся в Киево-Печерской Лавре.
Над келлией прп.Серафима , в которой он жил, подвизался и в молитвенном подвиге скончался, сооружен в русско-византийском стиле Троицко-Серафимовский храм, освященный 21 июля 1903г. В нем находятся 42 хоругви, пожертвованные при открытии мощей прп.Серафима от 18 обществ хоругвеносцев. В келлии прп.Серафима собраны сохранившиеся его вещи: мантия, шапочка, четки, два шейных креста, часть камня, на котором он молился, и Евангелие, обгоревшее во время пожара при его кончине. В западной части храма над келлией преподобного устроена бронзовая кувуклия (шатер). Могила прп.Серафима, над которой устроена часовня, с одной стороны сделана открытою; в ней помещаются за стеклянной перегородкой старый дубовый гроб-колода преподобного; на стенах часовни помещены изображения из жизни прп.Серафима; моление его на камне, явление ему Богоматери, о.Серафим, идущий в пустыньку, беседующий с мирянами, он же, кормящий медведя, кончина о.Серафима и прочее.
В церкви прпп.Зосимы и Савватия замечателен престол из кипарисового дерева, представляющий собою дел рук прп.Серафима, который лично вырезал и утроил его. Вблизи церкви св.Иоанна Крестителя находятся пещеры, вырытые спасавшимися здесь некогда подвижниками; келлии их напоминают затворы знаменитых Киевских пещер. Здесь можно видеть железные кресты, пояса и вериги-очень тяжелые, принадлежавшие подвизавшимся схимникам.
В 1 версте на юго-восток от пустыни находится "источник о.Серафима", выкопанный им самим; над источником устроена часовня, и вода из него проведена в особое здание, рядом с которым устроены купальни. Множество больных получили здесь дивные исцеления.
Пение в пустыни своеобразное: имеет особый склад, ритм и совсем иные, измененные напевы; оно древнее, столповое, которое искони держится на св.Афоне, откуда и усвоено саровцами; пение это проникнуто глубоким чувством и потому сильно действует на слушителя.
Ризница пустыни замечательна по выдающейся ценности, красоте и изяществу хранимых в ней богослужебных принадлежностей. В ней находится медный крест, вырытый еще до основания обители из саровской горы; в этот крест впоследствии были вложены чатицы свв. мощей Киево-Печерских угодников.
Библиотека заключает в себе массу ценных книг и рукописей. При пустыни-больница с амбулаторией и аптекой для бесплатного отпуска лекарства.
|