Ланжэ - замок Франции, Западный фасад и сады Ланжэ
|
Местоположение Ланжэ на берегу реки, по западную сторону от Тура, определило его назначение как военной крепости. Это был и форт для защиты столицы провинции, и аванпост против набегов завоевателей с Запада. Свидетельством этому являются руины донжона Фулька Нерры (датируемые Х в.) в парке современного замка.
От этого донжона, имеющего форму вытянутого прямоугольника, сохранились только восточная и северная стены, две другие обрушились в 1841 году. Это один из первых донжонов, построенных в камне в начале средневековья, и, по-видимому, наиболее древний из всех сохранившихся до наших дней. До этого времени в строительстве фортификационных укреплений использовалось преимущественно дерево.
В замке запечетлен образ его создателя - грозного Фулька Нерры, графа Анжуйского, прозванного в свое время "Черным соколом". Это был классический тип феодального разбойника: жестокость, вероломство и цинизм, поставленные на службу его ненасытному желанию власти, сочетались у него с суеверной набожностью, пределы которой не знали границ и стали достоянием легенд. Он обладал также выдающимися качествами стратега и политического деятеля, которые обеспечили пятьдесят лет успеха этому основателю анжуйской династии.
В правление Гуго Капета Фульк захватил владения Эда I, графа Блуа и Тура, и воздвиг эту крепость как опорную точку на высоком утесе, омываемом водами Луары и Румер. После его смерти продолжалось непреодолимое восхождение дома Анжу, получившее свое кульминационное завершение в 1154 году, когда граф Генрих Анжуйский, прозванный Плантагенетом, был коронован королем Англии. При этом правнуке Вильгельма Завоевателя, взявшим в жены Элеонору Аквитанскую, Ланжэ становится аванпостом его огромных французских владений, которые включали Долину Луары, Нормандию и Аквитанию.
Монархия Капетингов имела жалкий вид по сравнению с могуществом своего вассала. Во вспыхнувшей борьбе ей, однако, удалось одержать победу благодаря междоусобным распрям Плантагенетов, которыми ловко маневрировал Филипп-Август. Воспользовавшись убийством герцога Бретанского, в котором был обвинен Жан Безземельный, сын Генриха Плантагенета, Филипп-Август, ободренный своими победами, приказал предстать Жану перед Судом Парижа и лишил его французских владений.
С тех пор Ланжэ стало частью королевского домена, хотя оно неоднократно уступалось в качестве залога. Так, в 1218 году замок перешел к Гуго Х де Лузиньян, женившемуся на Изабель, вдове Жана Безземельного.
В течение XIII века крепость Ланжэ постоянно сменяет своих владельцев: Гийом де Рош, Гуго де Лузиньян, Альфонс Французский - брат Святого Людовика, Иьер де ла Бросс-камергер Филиппа Смелого, который по обвинению в связях с королем Кастилии, находившейся в состоянии войны с Францией, был в 1278 году повешен в Монфоконе. Во время Столетней войны Ланжэ несколько раз переходил в руки англичан. В 1428 году они его покинули, поставив условие, что "замок будет снесен, за исключением большой башни" - донжона.
Уверенный в необходимости воздвигнуть в этих местах новую крепость, Людовик XI дал распоряжение о начале строительных работ своему ближайшему советнику Жану Бурре, который выполнял обязанности "капитана Ланжэ". Жану Брисонне, интенданту по финансовым делам, мэру города Тура, была "поручена оплата сооружений и зданий замка Ланжэ" с 1465 по 1467 гг.
Новое здание с его высокими стенами и узкими окнами с каменными перекрестиями, с тремя круглыми башнями и поясом из зубцов и машикулей представляет собой совершенный образец мощного и сурового укрепленного замка. Характерной чертой фасада является непрерывный дозорный пояс (130 м длиной), который на одном и том же уровне опоясывает все здание, включая башни. Целью короля, предпринявшего реконструкцию замка, было обезопасить с Запада королевские владения Тура, Плесси-ле Тура и Амбуаза, жизненно важных центров правления; с Востока их закрывал Шомон, с Юга - Шинон и Лош. 16 декабря 1491 года в замке произошло событие, которое принесло ему славу: бракосочетание Карла VIII и Анны Бретанской, в результате которого Бретань была присоединена к Франции. Этот супружеский союз потряс всю европейскую политику. Герцогиня Анна была уже обвенчана по доверенности с Максимилианом Австрийским, императором Священной Империи, а Карл VIII обручен с его дочерью Маргаритой Австрийской, которая воспитывалась при франкском дворе ввиду предстоящего замужества.
Регентша Анна де Боже, стремившаяся присоединить Бретань к королевству и усматривавшая опасность в том, что Бретанью может завладеть император (даже если он, в качестве герцога Бретанского, был бы только вассалом короля), стала инициаторшей этого брака.
Как пишет Бран-том, "Карл, поразмыслив, что иметь такого могущественного сеньора в своем королевстве было бы очень опасно, взял упомянутую Анну у Максимилиана, своего соперника, и женился на ней". События разворачивались с необычайной быстротой: в Ренне, осажденном французскими войсками, Карл VIII был представлен герцогине только за несколько дней до свадьбы. Чтобы не попасть в руки сторонников императора, принцесса тайно прибыла в замок, где ее уже ждал король. Эта свадьба походила на похищение.
В основных пунктах контракта оговаривалось присоединение Бретани к Франции, и, чтобы сделать это более надежным, выдвигалось требование для королевы, в случае если король умрет первым и не будет иметь наследников, выйти замуж за его преемника. Так и произошло: второй брак соединил ее с Людовиком XII. Хроникеры оставили нам описание ослепительных торжеств, которыми сопровождалась церемония.
С тех пор замок Ланжэ больше не упоминался на страницах великой Истории. Отметим, как анекдотические версии, пребывание в замке Карла IX 19 ноября 1565 года и Людовика XIII -в первых числах октября 1627 года перед осадой Ла Рошель.
В 1631 году замок переходил в виде заклада к разным влиятельным семьям, но они были лишь пользователями, замок оставался собственностью короля. Так, его временной хозяйкой была Луиза Лотарингская, дочь герцога де Гиза, которая вскоре уступила его маршалу, маркизу д'Эффиат, барону де Сенк-Марс и отцу фаворита Людовика XIII, который был обезглавлен в 1642 году. В 1765 году потомки маркиза уступили его барону де Шамшеврье, но герцог Ле Люинь снова завладел им с помощью "феодального выкупа".
Замок, не пострадавший во время революционных волнений, был приобретен н 1797 году одним из богатых буржуа Тура, Шарлем-Франсуа Муазаном, при котором замок пришел в запустение. Прямо рядом с его стенами были построены дома, а самый прекрасный зал нижнего этажа был превращен в конюшню жандармерии.
Замок, выкупленный в 1839 году парижским стряпчим Кристофом Бароном, подвергся серьезной реставрации. В некоторых случаях изменения носили фантазийный характер, как например протяжение машикулей по всему фасаду внутреннего двора и украшение кружевным узором выступов крыши.
Жак Зигфрид, приобретший замок в 1886 году, провел здесь обширные реставрационные работы (наиболее существенной является переделка интерьеров), которым он посвятил 20 лет своей жизни.
Единство стиля, которому замок обязан быстрыми темпами строительства, сохранилось на века. Занимавшие его до 1641 года временные хозяева являлись лишь пользователями и не были заинтересованы во вложении средств на обновление замка, который оставался собственностью короля. А в дальнейшем многие попытки реконструкции терпели неудачу, возможно, из-за размеров и мощности конструкции. Дело обстояло иначе с внутренней отделкой, и Жак Зигфрид, пытавшийся возродить культ прошлого и влюбленный в этот старинный замок, хотел придать его интерьерам вид, который они имели во времена его первоначальной постройки.
Чтобы осуществить свой замысел, он заручился помощью молодого талантливого архитектора Люсьена Руа и наиболее известных археологов, таких как Палюстр, Фульк, Шпитцер, Пейр и Боннафе. В неустанных попытках восстановить историческую точность было отдано предпочтение стилю "пламенеющей готики". Мебель и деревянные панели были частично оригинальными, частично копиями с оригинальных изделий. Плиточная облицовка полов, различная в разных залах, была выполнена по образцам XV века или по картинам той эпохи (она является наиболее существенным элементом реставрации); мебель же, за некоторым исключением, является старинной. Шкафы, лари, серванты датируются либо XV веком, либо относятся к ренессансному стилю.
Но главная роль в декоративном убранстве отводится восхитительной коллекции гобеленов XIV и XV вв. (их более 30), которую Жак Зигфрид собирал с 1888 по 1900 гг. Наиболее старинными являются несколько гобеленов под названием "Разноцвета" и необычайно прекрасное "Распятие". Они принадлежат фламандским мастерам. Другие гобелены в основном произведены в Обюссоне. Большинство из них датируются XVI веком, но выполнены еще в стиле готики: это сцены охоты, история с Навуходоносором, очень любопытные "Чудеса, сотворенные Святым Причастием". Эти произведения искусства совместно со скульптурами и картинами приобретают еще больную значимость, так как они прекрасно сочетаются с общей меблировкой залов. Внутренняя декорировка и мебель придают замку необычайную одухотворенность и радушие, которые в сравнении с его суровым внешним обликом особенно поражают посетителя.
В 1904 году Институт Франции получил в дар от Жака Зигфрида замок и коллекции. Реальная опасность, что это выдающееся национальное сокровище будет куплено каким-нибудь богатым заокеанским любителем и камень за камнем вывезено в Америку, побуждает Институт выполнять ответственную миссию по сохранению этого памятника огромных размеров.
Постоянное развитие туризма, включение Ланжэ в кольцо замков Луары должны дать возможность Фонду Зигфрида не только поддерживать замок в хорошем состоянии, но и периодически проводить необходимые реставрационные работы. Институт Франции организует на правах полной автономии некоторые реставрационные работы при содействии "Национальной Кассы Исторических памятников".
В 1924 году, а затем в 1938 году дочь донатора - Агнес Зигфрид, пополнила дар своего отца большим парком, который раскинулся на западе Долины Луары с жилыми постройками по склонам холмов, и дорогой на северо-западе, которая ведет на плоскогорье.
С этой стороны памятнику обеспечена широкая поддержка и защита. А на востоке и севере к замку тесно подступает старый город, который является "подходящим окружением".
В соответствии с завещанием донатора, Институт Франции, верный своим исконным традициям, продолжает неустанную работу по сохранению замка.
Источник: guide.travel.ru
|