|
В конце 9 - начале 10 века в Старе Болеслави было построена княжеская крепость, которой управлял князь Вратислав или сам князь Болеслав, брат святого Вацлава. Вацлава пригласили в Стару Болеслав принять участие в торжественных богослужениях в день храмового праздника. Один из костелов в городе носил имя святого Козьмы и Дамиана и этот праздник приходился на 27 сентября. Святой Вацлав принял участие в празднестве, и уже хотел возвращаться домой, в Прагу. Болеслав, однако, уговорил брата остаться у него еще на день. Вацлав, не ожидая ничего плохого, согласился. А Болеслав, между тем, готовил план убийства родного брата.
Заметим, что в настоящее время историки склоняются к выводу, что святой Вацлав был убит в 935-м году, хотя до этого долгое время господствовала иная точка зрения. Считалось, что князь погиб 28-го сентября 929 года.
- Когда в понедельник 28 сентября святой Вацлав шел на раннее богослужение, еще только рассветало. По дороге на него напали нанятые Болеславом убийцы вместе с самим Болеславом. Святой Вацлав выбил меч из рук Болеслава и некоторое время успешно оборонялся, как рассказывают старочешские и латинские хроники. Но на стороне нападающих был численный перевес. От рук убийц Вацлав пал перед воротами костела святого Козьмы и Дамиана.
Костел св. Вацлава в Старе Болеслави (Фото: ЧТК)По преданию, умирая от ран, святой Вацлав схватился рукой за кольцо на дверях костела. Позднее, во времена правления Карла IV, это кольцо было вставлено в двери Святовацлавской капеллы на Пражском граде. Там оно и до сих пор.
Святой Вацлав был похоронен в Старе Болеслави, перед костелом, где нашел свою смерть. Спустя три года гроб с его телом был перевезен в Прагу. Болеслав решил публично покаяться в убийстве брата.
- Трудно сказать, что подтолкнуло его к этому шагу - угрызения ли совести, стремление ли могущественного правителя показать, как он ценил своего брата. Как бы там ни было, тело Вацлава было перевезено в Пражский град. С одной стороны, производит впечатление тот факт, что чешский князь публично покаялся в своем грехе, но, с другой стороны, все происходившее особо не предавали огласке. Тело перевезли в Прагу ночью и поместили в соборе святого Вита, в той ротонде, которая была построена по приказу самого Вацлава. Это и есть сегодняшняя Святовацлавская капелла.
Каска св. ВацлаваОтец Келлнер также рассказал, как зародилась в городе традиция проводить храмовые праздники в день смерти Вацлава.
- Возникновение традиции народного храмового праздника в Старе Болеслави связано с паломничеством ко гробу святого Вацлава. Первые богомольцы появились в городе еще тогда, когда там покоились останки святого. Они смотрели на Вацлава как на мученика, который умер за правду, который был устранен в результате заговора, устранен своим братом, рвущимся к власти. Имя Вацлава всегда связывали со спокойствием и миром на чешской земле.
- Традиция паломничества ко гробу Вацлава продолжилась и после того, как гроб был перевезен в Прагу. Верующие по-прежнему посещали Стару Болеслав, чтобы побывать на местах, освященных невинной кровью святого Вацлава.
По словам отца Келлнера, святое место не теряло своего значения даже в такие сложные периоды чешской истории, как период Гуситского движения и период Реформации.
- Последний храмовый праздник в полном смысле слова состоялся в Старе Болеслави в 1929 году, когда отмечалось тысячелетие со дня убийства святого Вацлава. Традиция еще поддерживалась до 1947 года, за исключением военных лет. У фашистов чешский святой особенной любовью не пользовался, поскольку имя Вацлава ассоциировалось с уважением к чешской государственности.
Св. Вацлав (картина Йосефа Манеса)Тем не менее, оккупанты не преминули воспользоваться именем чешского святого в своих целях. Святой Вацлав был провозглашен символом немецких претензий на чешский престол. Существовал даже орден «Святовацлавской орлицы», которым награждались чешские коллаборационисты.
С 1948 года храмовый праздник в Старе Болеслави в национальном масштабе был запрещен, но верующие по-прежнему совершали паломничество по святым местам. Коммунистический режим понимал, как притягивает верующих святое место, и поэтому даже предпринял попытку изменить название города. Однако новое название не прижилось и в итоге возникло название-конгломерат - Брандыс над Лабем - Стара Болеслав.
Еще одно место в Чехии, связанное с личностью святого Вацлава, кроме Праги и Старе Болеслави - это Будеч, находящийся к западу от Праги.
- Как свидетельствуют легенды, святой Вацлав в крепости грыз гранит наук. Бабушка Вацлава - княгиня Людмила отправила его в крепость изучать латынь, чешский и немецкий языки. Когда-то в Будечи существовала сильная церковная школа, но сейчас от этого городка, можно сказать, не осталось ничего, кроме развалин. Разве что стоит там старый романский костел - копия романской ротонды, в которую ходил святой Вацлав.
Святовацлавские торжества пройдут под покровительством Девы Марии, которая издревна почитается защитницей Старе Болеслави. Именно Дева Мария, держащая на руках младенца Иисуса, изображена на очень важном для чешской католической церкви религиозном предмете - Палладии земли Чешской.
Палладий представляет собой небольшой, отлитый из металла рельеф. Опять же слово отцу Келлнеру.
- Старейшие источники подтверждают связь Палладия со святым Вацлавом. Рельефное изображение Девы Марии святая Людмила либо получила от святого Мефодия, либо сама дала приказ его отлить из статуй богов и идолов, которым прежде поклонялась. Этот рельеф Людмила завещала Вацлаву. Святой Вацлав носил его на груди в дни праздников.
После смерти Вацлава Палладий, по легенде, потерялся. Слуга Вацлава, верный Подивен, успел снять рельеф с убитого князя и закопать в землю, прежде чем убийцы догнали и повесили его. Только несколько столетий спустя Палладий откопал в поле крестьянин - как раз на том месте, где в Старе Болеслави стоит сейчас храм Девы Марии. Тогда на месте обнаружения рельефа поставили деревянную часовню, в которой его и разместили. Позднее на этом месте вырос готический костел, а спустя еще некоторое время раннебарочная постройка Джокопани Баккани, итальянского архитектора.
Во время Гуситских войн Стара Болеслав превратилась в одно огромное пепелище. Рельеф, по предположениям историков, сохранился, но был поврежден, так что самое позднее в начале 15 века с Палладия была изготовлена новая копия.
- Сегодняшний Палладий, по свидетельству историков, не имеет отношения к романскому и раннеготическому периодам. Большинство историков полагают, что он был отлит в начале 15 столетия и что до этого существовал более старый Палладий. Тогда можно объяснить, почему уже в готический период в Стару Болеслав совершались паломничества по двум причинам - к первоначальному гробу святого Вацлава, а также к рельефу Девы Марии.
Сейчас Палладий земли Чешской хранится в Базилике Девы Марии в Старе Болеслави. Несколько раз он был украден, а потом возвращен за выкуп. Когда в 1639 году в Чехию вторглись шведы, Палладий укрывал у себя в Вене император Фердинанд III. Позднее, в 1662 году, когда Австро-Венгрии угрожали турки, рельеф перевезли в Прагу. Во время же немецкой оккупации на алтаре храма Девы Марии Палладий был подменен копией, а настоящий рельеф был замурован в стену.
О значении этого религиозного предмета для чешской католической церкви рассказывает отец Келлнер.
- Можно говорить о том, что изображение Девы Марии - один из самых ценных духовных шедевров чешской нации. В духовном плане рельеф имеет даже большую ценность, чем коронационные сокровища нашей страны.
Но вернемся к личности Святого Вацлава или Святого Вячеслава - под этим именем его также знали и почитали на Руси. Говорит Его Преосвященство, архиепископ Пражский и Чешских земель, владыка Христофор.
- Конечно, Святой Вячеслав, как первый славянин-мученик, был известен в России, и не только в России, например, также в Болгарии, позже в Сербии. В то время, в начале 11-го века, существовала очень тесная связь между Сазавским монастырем возле Праги (на реке Сазава) и Киевским монастырем - Киевско-Печерской Лаврой. Есть и конкретные данные, так называемые «Пражске зломки» и «Киевске зломки»: жития святых Вячеслава и Людмилы.
- Святой Вячеслав способствовал развитию литургии на славянском и на латинском языке.
- В то время в Праге существовала не только славянская или, как мы говорим сегодня - православная славянская, Кирилломефодиевская церковь. Богослужения проходили также на латинском. Было много священников, которые служили также на этом богослужебном языке. И святой Вячеслав как человек очень глубоко верующий, стремился быть князем как для православных, так и для тех, кто участвовал в литургии на латинском. Надо еще добавить, что в начале 10-го века не было православных или католиков, а была одна святая апостольская церковь. И поэтому таких различий, с которыми мы, к сожалению, сегодня сталкиваемся, не было.
То есть, в то время уживались кирилломефодиевская и латиноязычная традиции. А как вы оцениваете сегодняшнее положение дел в церкви?
- Что касается нас, православных, мы всегда вели диалог с другими вероисповеданиями - не только с Римско-католической церковью, но также с представителями различных протестантских церквей и мусульманами. Диалог очень полезен. Что касается других вопросов, например, соединения - это уже сложнее. В этом вопросе уже надо понимать друг друга иначе. Это значит, как вы упоминали, вот - мой брат, он - римско-католического вероисповедания, посещает литургию на латинском или сегодня на чешском (латинского обряда), а я - православный в силу полученного воспитания и верю в то, что православная церковь последовательно следует учению Христову. Очень уважаю православную церковь, потому что она всегда была героической, значит - церковь мучеников.
С точки зрения православных чехов, именно русская церковь в 20-м веке дала столько мучеников. Во время строительства коммунизма в России были тысячи людей, которые пострадали за Христа. В Чехии также был святой мученик Горазд, который пострадал в 1942 г. в Праге за свою церковь и за свою Родину.
- Существовало множество легенд о справедливости и добрых качествах Святого Вячеслава. На переломе 10-11 вв. некоторые из них проникли в Россию. Могли бы вы сказать, какие именно?
- Это именно «Пражске зломки», где все было описано на славянском языке. Там речь идет о том, что он хотел жить со всеми в мире, без войн и насилия, это, я бы сказал, завещание Святого Вячеслава.
- Ваше преосвященство, каковы главные отличия западной литургии от восточной?
- Это то, что практически видно. Православная литургия - очень длинная для местных жителей. Латинская или западная литургия - гораздо короче. Во время православного богослужения не звучит орган и вообще ни один из музыкальных инструментов, а только человеческий голос. И когда человек поет, уже Бетховен сказал, что это - самый надежный инструмент. Поэтому у нас поет хор или псаломщик, или же поют все присутствующие на богослужении так называемый православный распев.
- И, прежде всего, православный человек молится, стоя. Все, кто может, должны во время богослужения стоять. Конечно, есть и другие, более богословские различия. Например, самая важная минута божественной литургии - это когда стоит тишина, и священнослужители молятся за ниспослание Святого Духа на Святые Дары, чтобы они стали Телом и Кровью Спасителя. В католический традиции это иначе. Там это осуществляется в тот момент, когда священник оповещает «это -мое Тело». Православное боголужение - это то, что наши предки совершали в 3-м веке и что мы совершаем сегодня. Оно не претерпело никаких сокращений или изменений. Соблюдаем то, что оставили нам наши отцы - в этом заключается ценность православного восточного богослужения.
«Святовацлавские торжества»Кo дню Святого Вацлава традиционно приурочены «Святовацлавские торжества» - фестиваль духовной музыки. У нас в гостях - директор фестиваля Павел Свобода.
- Каковы цели общества духовной музыки?
- Целью общества является поддержка духовной музыки в Чехии. Это значит - не только организацию концертов, но и, например, курсы как для музыкантов, так и для руководителей хоров.
- Кому принадлежит идея - организовать «Святовацлавские торжества» и когда она возникла?
- На это нетрудно ответить - это была моя идея в 1990 г., когда возникло Общество духовной музыки, а с 1991 г. мы организуем этот фестиваль.
- Менялась ли на протяжении этого времени его концепция?
- Интересно, что концепция не менялась. Он задуман как экуменический фестиваль: организуем концерты не только католической музыки, но также православной, протестантской и еврейской.
- В прошлом году как раз приезжали гости из России. Продолжите ли вы сотрудничество с российской стороной?
- Мы очень бы хотели такое сотрудничество продолжать.
Acappella- Иногда можно слышать, что духовная музыка труднодоступна для понимания большинства. Предусматриваете ли вы расширение ваших программ и пропагандирование этой музыки среди молодых?
- Да, например, в этом году мы пригласили американский ансамбль ACAPPELLA, который поет спиричуэлс, негритянские духовные песни. Это такие Rolling Stones в негритянской духовной музыке. И на классических концертах у нас есть много молодых людей, которые интересуются этой музыкой.
Acappella«Никто не знает о страданиях моих, Никто, быть может, лишь Иисус», - поет ACAPPELLA
Мы продолжаем беседу с владыкой Христофором.
- В Чехии традиционно проходят Святовацлавские торжества и православная церковь с самого начала принимала участие в них. Kак вы отпразднуете этот день в нынешнем году?
- Конечно, каждый год совершаются торжественные богослужения. В этом году божественная литургия будет совершаться в Кафедральном храме. Я сам буду служить в Литомнержицех недалеко от Праги, где есть православный храм Святого Вячеслава. Приезжает хор православных верующих из Цюриха, который также примет участие в торжествах - прекрасно поют. Хор, как я уже упоминал, самое главное - во время богослужения нужно хорошо петь.
Потом, надо учитывать, что у нас - старый юлианский календарь. Разница юлианского с местным календарем составляет 13 дней. Поэтому 28 сентября во время вечери будет отмечаться праздник святой Людмилы, который по календарю - 29. Вся святая Русь будет это праздновать и мы тоже. Кардинал Мирослав Влк и пражский музей нам разрешают служить богослужение в четыре часа пополудни. В нынешнем году это будет в четыре часа в храме святого Георгия на Пражском Граде. Это - уже традиция и даже из России приезжают, чтобы с нами праздновать. И потом в понедельник состоится торжественное богослужение в нашем православном храме «Успения Пресвятой богородицы.
На этом мы завершаем нашу праздничную программу в честь Святого Вацлава.
Автор: Лорета Вашкова, Ася Чеканова
Источник: Радио Прага
Источник: radio.cz
|