Консерватория в Баку - фото Avialine.com
|
Для глобального процесса, носящего общественно-исторический характер, период становления и развития музыки в Азербайджане относительно не большой... Однако уже за данный отрезок времени мы можем наблюдать громадные качественные скачки в развитии всех областей национального профессионального музыкального искусства – композиторской, исполнительской, педагогической, музыковедческой. В многолетней кропотливой работе по созданию в Азербайджане профессиональной композиторской и исполнительской школ, организации системы профессионального музыкального образования европейского типа, развития научно-исследовательской линии в национальном музыкальном искусстве трудились целые поколения передовой Бакинской интеллигенции – азербайджанцы, евреи, русские…
В книге «Азербайджанская государственная консерватория» отмечается: «Особенно характерным для своего времени было полное отсутствие среди тех, кто обучался в «Классах» или Училище Бакинского отделения РМО, представителей азербайджанской национальности». В этих условиях задача развития фортепианной музыки в Азербайджане оставалась очень актуальной, и одним из первых национальных композиторов, всесторонне способствовавших ее решению, стал Узеир Гаджибеков.
Основоположник современного профессионального музыкального образования в Азербайджане и в самом Баку, родоначальник национального оперного искусства, человек, стоявший у истоков нашей композиторской школы, Узеир Гаджибеков, вместе с тем, в полной мере осознавал роль фортепиано в профессиональном становлении музыкантов и в связи с этим, необходимость более активного внедрения фортепиано в азербайджанское музыкальное искусство.
Взяв за основу тезис о развитии музыкальной культуры в непосредственной связи с профессиональным образованием, Узеир Гаджибеков выдвинул на передний план решение ряда важнейших задач, связанных с формированием и активным развитием сети музыкальных учебных заведений. Поистине историческим событием здесь явилось открытие в 1921 году в Баку Государственной консерватории.
В широкомасштабной работе по приобщению азербайджанских музыкантов к профессиональному музыкальному искусству европейского типа важнейшей составляющей являлось фортепиано.
Талантливый композитор, дальнозоркий музыкант-просветитель, У. Гаджибеков справедливо считал залогом успеха наличие высокопрофессиональных педагогических кадров. Он отмечал, что на третьей ступени музыкального обучения в консерватории учебно-воспитательный процесс должен был осуществляться лицами с профессорским званием (2, с. 123). Неслучайно именно в этот период для работы в Баку начинают приглашать ведущих музыкантов – пианистов и педагогов из Московской и Петербургской консерваторий.
|