|
Мечеть Биби-Эйбат - шиитская мечеть, расположенная на берегу Бакинской бухты, в Азербайджане. Существующее сооружение, построенное в 1990-х годах, является воссозданием одноимённой мечети, построенной в XIII веке ширваншахом Абу-л-Фатх Фаррухзадом и полностью разрушенной большевиками в 1936 году, когда на территории всего СССР шла ожесточенная борьба с религией.
Биби-Эйбатский комплекс, в который кроме мечети входят усыпальницы и могилы почитаемых людей (в том числе могила Укеймы ханум, потомка пророка Мухаммеда), как до разрушения, так и сегодня является духовным центром для мусульман Востока и одним из значительных памятников исламского зодчества Азербайджана. Мечеть в своё время посещали Абаскули-ага Бакиханов, Александр Дюма, Хуршудбану Натаван.
Местное население в прошлом называло её «мечеть Фатимы». Используя это же название, описывал мечеть и посетивший её в 40-е годы XIX века Александр Дюма.
Мечеть была построена над гробницей дочери седьмого шиитского имама — Мусы аль-Казима, который бежал в Баку от преследования халифов. На гробнице имеется высеченная на камне надпись, указывающая на то, что Укейма ханум принадлежит к священному роду: «Здесь погребена Укейма ханум, потомок пророка Мухаммада, внучка шестого имама Джафари Садиги, дочь седьмого имама Мусеи Казыма, сестра восьмого имама Ризы».
По причине принадлежности Укеймы ханум к роду имама Али и Фатимы Биби-Эйбатский комплекс вот уже на протяжении столетий остаётся духовным центром для мусульман не только Азербайджана, но и всего Востока. Слуга Укеймы ханум по имени Эйбат (отсюда и название мечети) погребён посреди квадратной деревянной решётки в центре усыпальницы.
На основе настенных надписей южной стены мечети историки относят постройку к концу XIII века. Арабская надпись на стене мечети гласила:«Работа Махмуд ибн Саада» (этот же архитектор построил Нардаранскую крепость вблизи Баку).
Минарет мечети. Первая половина XX века
Востоковед Илья Берёзин, посетивший мечеть Биби-Эйбата в 1841 году, обнаружил другую арабскую надпись:«Приказал построить эту мечеть мелик возвеличенный, султан величайший, защитник государства и веры Абу-л-Фатх Фаррухзад ибн Ахситана ибн Фарибурз, помощник эмира верующих, да продлит Аллах его царствования и владычество! В дату года восьмидесятого (1281—1282 г)». По версии Сары Ашурбейли имя Фаррухзада, может быть обозначено на мечети в связи с её реставрацией Ширваншахами, а сама мечеть может быть древнее Ширваншахов.
Впоследствии вокруг мечети селились шейхи, считающиеся авторитетными богословами. Место, где они поселились со временем стали называть Шых (от слова Шейх). С этим и связано современное название пригорода Баку — Шыхово, где и расположена мечеть. Наряду со многими мусульманами, завещавшими похоронить их близ мечети, был и Хаджи шейх Шариф, который прибыл в своё время в Баку с целью распространения суфизма. Он всю оставшуюся жизнь провёл в этом храме, где и был погребён.
В указаниях сефевидских правителей Тахмасиба I и Аббаса I сказано, что в Биби-Эйбатской мечети и вокруг неё велись строительные и реставрационные работы.[4] Б. Дорном были сняты копии с указов Тахмасиба (1555—1556, 963 год хиджры), Аббаса I (1606—1607, 1015 год хиджры), Аббаса II (1650, 1060 год хиджры; 1655—1656, 1066 год хиджры; 1667—1668, 1078 год хиджры), Хусейна (1700—1701, 1112 год хиджры), в которых было сказано, что государственные чиновники, владельцы союргала не имели право брать налоги с вакуфных имуществ этого комплекса. В указе шаха Тахмасиба сказано: «Биби-Эйбатское заведение имело огромное вакфное имущество при шейхе Бунйаде» Согласно вышеупомянутым указам, мечетью в течение более ста лет управляло четыре поколения шейхов.
После установления советской власти в Азербайджане в 1920 году началась борьба большевиков с религией. Биби-Эйбатская мечеть, которая имела огромное влияние на верующих мусульман, наряду с бакинскими православным собором Александра Невского, польской католической церковью, также превратилась в мишень для нового режима.
В сентябре 1935 года Аз. ЦИК и президиум Бакинского совета на основании фальсифицированных требований «трудящихся» о запрете религиозных обрядов в мечети, приняли постановление:"Удовлетворить ходатайство 300 рабочих нефтепромысла им. Сталина о закрытии в сел. Шихово молитвенного дома «Биби». Так в результате большевистской антирелигиозной борьбы, в 1936 году мечеть была взорвана. Многие сооружения комплекса рухнули после первого взрыва, минарет же рухнул только после третьего взрыва.
Только после разрушения мечети, в этом же году в Москве было принято решение «О сохранении памятников архитектуры исторического значения». За разрушение мечети председатель Азкомстариса Саламов провёл 20 лет в лагерях Сибири.
Позднее на месте мечети было проложено шоссе.
После восстановления государственной независимости в Азербайджане были восстановлены многие из разрушенных мечетей. В 1994 году президент республики Гейдар Алиев издал распоряжение о строительстве нового здания Биби-Эйбатской мечети на месте, где до уничтожения в 1936 году располагалась старая.
План и размеры комплекса были восстановлены ещё в 1980-х годах на основе имеющихся фотографий, сделанных незадолго до взрыва. Использовались также записи различных путешественников, среди которых важную роль сыграла небольшая статья Г.Садиги, написанная в 1925 году, в которой подробно описано состояние комплекса мечети к середине 20-х годов.
Торжественное открытие новой мечети состоялось в мае 1999 года.
Реставраторы работали по сохранившимся старинным эскизам. В архитектуре мечети была использована древняя и уникальная азербайджанская технология «шабака». Реставратор-золотник Гасан Мустафаев сообщает:
Восстановление данного памятника потребовало тонкого подхода к каждому нюансу, ведь это храм-святыня, к которому и отношение совсем другое.
Здесь также поставлены памятники ширваншаху Фаррухзаде и Гейдару Алиеву.
Новый комплекс по сравнению со старым занимает большую территорию. Во дворе мечети предполагается также создание площадки для общественных молитв нескольких тысяч верующих.
14 июля 2008 года прошла церемония открытия мечети после основательной реконструкции. Церемонию возглавил президент Азербайджанской Республики Ильхам Алиев. Глава Управления мусульман Кавказа Аллахшукюр Паша-заде, епископ Бакинский и Прикаспийский Александр, глава общины горских евреев Семён Ихиилов и глава католиков республики Ян Чапла также приняли участие в церемонии.
Мечеть была воздвигнута над могилой дочери седьмого шиитского имама Мусы аль-Казыма. И до постройки мечети это место считалось священным по причине принадлежности Укеймы ханум к роду пророка Мухаммеда. Позже, уже в построенной мечети, население читало молитвы, отправляло свои желания. Уважаемые и почитаемые в то время в обществе богословы — шейхи поселялись вблизи мечети, многие из которых также были похоронены в этом месте.
Из-за своего духовного влияние мечеть стала «врагом» большевиков. В 1936 году она была взорвана, а могила Укеймы ханум разрушена. Но и после этого место не перестало считаться священным для верующих. Люди всё ещё продолжали обретать моральную поддержку в этом месте.
Мусульмане мечтали восстановить мечеть над этим священным для них местом. После падения советской власти, когда народ получил свободу вероисповедания, была восстановлена и мечеть. Сегодня это место, где покоятся четыре представителя рода пророка Мухаммеда, по количеству священных могил занимает третье место среди святынь исламского мира. И вот уже на протяжении столетий мечеть Биби-Эйбат остаётся духовным центром для мусульман не только Азербайджана, но и всего Востока.
Кроме того мечеть-святилище считается и достоянием архитектуры. По словам кандидата исторических наук Шахлы Нурузаде «новая мечеть представляет прекрасный образец классической ширванской архитектурной школы.» Гейдар Алиев также отмечал, что «эта мечеть является памятником, обогащающим культуру, историю архитектуры Азербайджана».
Источник: ru.wikipedia.org
|