Храм огня - фото Avialine.com
|
Атешгях — храм огнепоклонников - на Апшеронском полуострове, в 30 км от центра Баку, на окраине селения Амираджаны в Сураханском районе. Распоряжением президента Азербайджана объявлен Государственным историко-архитектурным заповедником. Музей под открытым небом.
Атешгях в современном виде построен в XVII—XVIII веках. «Атешгях», означает «Дом огня», «Место огня». Территория храма известна таким уникальным природным феноменом, как горящие выходы естественного газа (газ, вырываясь наружу, соприкасается с кислородом и загорается).
Храм сооружён проживавшей в Баку индусской общиной, относящейся к касте сикхов. Однако, история Храма гораздо более древняя. Поклонение огню в Сураханы возобновилось после XV века в виду развития экономических и культурных связей с Индией. В XVII веке источники отмечают паломников индусов, прибывших в Баку на поклонение огню. Наиболее ранняя постройка храма относится к 1713 году. К наиболее поздним относится центральный храм-алтарь, выстроенный, как гласит надпись на средства купца Канчанагара в 1810 году.
В течение XVIII века вокруг святилища, пристраиваясь друг к другу, выросли молельни, кельи, караван-сарай. На кельях памятника имеются резные по камню надписи, исполненные шрифтами индийского письма — даванагари и гумруки. После принятия ислама храм зороастрийцев был разрушен. Многие зороастрийцы ушли в Индию и там продолжили свою веру. Но в XV—XVII веках индусы-огнепоклонники, попавшие на Апшерон с торговыми караванами, стали совершать паломничества в Сураханы. В начале XIX века храм уже имел тот вид, в котором он дошёл до нас. Выстроенный в местных архитектурных традициях, Атешгях сочетает в себе черты древних алтарей огня. Это пятиугольное в плане сооружение, с зубчатой внешней стеной и входным порталом. В центре внутреннего двора возвышается четырёхугольная ротонда главного храма-алтаря. Над входным порталом устроена традиционная на Апшероне гостевая комната — «балахане».
Близ храма-святилища находится четырёхугольная яма, теперь совершенно заваленная камнями, где прежде сжигали тела мертвых индусов на священном огне. Отшельники, насчитывающие несколько десятков человек, жившие в Атешгях, поклонялись огню, вели аскетичный образ жизни, истязая свою плоть и очищая душу. Они вешали на себя цепи, вес которых достигал более 30 кг, лежали на негашёной извести — до омертвления отдельных частей тела. Они не трудились, жили за счёт пожертвований индийских купцов. Отшельники верили, что душа человека после смерти перерождается и возвращается вновь на Землю. А в каком обличье — знатного человека или какого-нибудь животного — зависит от кармы — суммы добрых и злых дел.
В середине XIX века, в связи со смещением земли, выход естественного газа в этом месте прекратился. Паломники восприняли это как наказание богов и стали разъезжаться. Атешгях, как место поклонения, просуществовал до 1880 года, когда последний индус, оставшись один, уехал в Индию.
В 1975 году, после проведённых реставрационных работ, Атешгях был открыт для посещения. В 2007 году храм был вновь отреставрирован.
Ещё одним древнейшим атешгяхом Азербайджана считается атешгях, находящийся на западе села Хыналыг. Существует природное место выхода газа в 4—5 км к западу от села Хыналыг.
Кроме этого храм с подобным названием располагался в Исфахане. В настоящее время он также музеефицирован и является одной из достопримечательностей города.
|