|
Эски-Кермен - один из крупных "пещерных городов" Крыма, расположен в 20 км к юго-западу от Бахчисарая. Сейчас покинутый и безмолвный, он в годы средневековья занимал доминирующее положение в хозяйственной жизни близлежащих поселений, был крупным центром торговли и ремесел.
Эски-Кермен основан на труднодоступном плато в начале VI века; по предположению, скифо-сарматами. Его название в переводе с татарского означает "Старая Крепость". Эски-Кермен был хорошо укреплен.Над обрывами тянулись оборонные стены из крупных блоков известняка толщиной в 2 метра и высотой до 3,5 метров. Башни-казематы были высечены в скалах или сложены из камня.
На случай осады был был вырублен глубокий колодец на 70 кубометров воды. Большая часть территории крепости была незастроенной - как резерв защищенной площади и убежище для жителей долины на случай военной опасности.
Жилой город занимал площадь 10 га и почти сплошь был застроен двухэтажными домами, покрытыми черепицей. Первый каменный этаж с вырубленными в скале подвалами служил для хозяйственных нужд; второй - жилой - был деревянным и, как правило, с балконами.
В городе имелись водопровод из гончарных труб, подводивших воду от родников соседней возвышенности за четыре километра; несколько культовых сооружений, некрополь.
Склоны Эски-Кермена изрезаны пещерами. Их около 350 и относятся они большей частью к XII-XIII вв. Пещеры служили помещениями для скота, ремесленными мастерскими, давильнями винограда и резервуарами для виноградного сока.
В судьбе крепости было много тяжелых испытаний. Первый разгром Эски-Кермена произошел в VIII веке. Окончательно город перестал существовать в конце XIII века; в 1299 году он был сожжен ордами Ногая.
Мангуп-Кале расположен в 20 км к югу от Бахчисарая.
В раннесредневековое время в Крыму возникают так называемые "пещерные города", расположенные в труднодоступных, защищенных самой природой местах Внутренней гряды Крымских гор. Одним из таких городов является Мангуп-Кале - столица политически самостоятельного княжества Феодоро. Город был расположен на большой столообразной горе Баба-Даг ("отчая гора") в юго-западной части предгорья. Его территория была защищена стенами и башнями и представляла мощный оборонительный узел. Римский военный теоретик и историк Вегеций Флавий Ренат (IV-V вв.) в своем трактате "Краткое изложение военного дела" приводит ряд требований, каким, по его мнению, должен отвечать укрепленный город: "Города и крепости обладают укреплениями или природными, или созданными человеческой рукой,...что делает их особенно сильными. Можно считать, что город укреплен природой, если он стоит на возвышенном месте, на обрыве...". Мангуп отвечает всем этим требованиям. Здесь в полной мере сочетаются природные условия с укреплениями, созданными руками человека. Вертикальные обрывы скал исключали возможность применения при штурме крепости стенобитных и метательных орудий, подвижных башен. В то же время господствующая высота, на которой располагался город, позволяла из обычного лука простреливать все подступы к нему.
В том же труде Вегеций писал: "Великим преимуществом пользуется город, если внутри его стен имеются неиссякаемые источники. Если природа этого не дала, нужно выкопать колодцы, как бы глубоко ни пришлось их рыть... Не так легко победит жажда тех, кто находится в осаде, если они за это время могут пользоваться хотя бы незначительным количеством воды, пусть только для питья...". На Мангупе имеются два никогда не пересыхающих источника и искуственный колодец, выкопанный внутри цитадели. Все это делало Мангуп городом, способным противостоять любому противнику того времени.
Археологические раскопки дали обильный материал, свидетельствующий о развитии ремесла и торговли в княжестве Феодоро и его столице. Большое количество ключей, замков, ножей, орудий труда говорит о развитии кузнечного ремесла. Керамика, среди которой есть и херсонесская,- доказательство интенсивной торговли княжества. Но его интересы сталкивались с интересами итальянских купцов из Венеции и Генуи, основавших в XIII в. на побережье Крыма свои торговые фактории.
Московское государство, заинтересованное в борьбе с татарами и генуэзцами, пыталось установить связи с княжеством Феодоро. Из дошедших до нас письменных источников известно, что в 1475 г. между Иваном III и мангупским князем Исааком шли переговоры: Иван III сватал за своего сына дочь мангупского князя. Браку помешало вторжение турок в Крым.
Летом 1475 г. многочисленная армия турок высадилась у Кафы (Феодосии) и после трехдневной осады заняла город. Скоро все побережье Крыма было захвачено турками. Их армия подошла к столице княжества Феодоро - Мангупу. Шесть месяцев стояли турки у неприступной крепости, шесть раз шли на приступ города, применив против осажденных новинку тех дней - пушки, но так и не смогли его взять. Изнуренные голодом и болезнями, феодориты сдались на милость турецкого паши, обещавшего пощадить защитников Мангупа. Паша не сдержал слово: почти все жители, в том числе старики и дети, были зверски истреблены или угнанны в рабство, город сожжен.
Чуфут-Кале (Иудейская крепость) расположен в окрестностях Бахчисарая.
"Воздушный город" - так назвал Чуфут-Кале один из современников А.С.Пушкина. Кажется, что дома и крепостные стены этого средневекового города, подобно орлиным гнездам, прилепились прямо на неприступной отвесной скале,расположенной на плато горного отрога, господствующего над тремя глубокими долинами. Сама природа подготовила неприступную строительную площадку, а человек возвел на ней город, усилив естественную защиту крепостными сооружениями.
В XIII в. в крепости жили аланы - самое могущественное из племен иранского происхождения. Занимались они земледелием, животноводством и ремеслом, торговали с соседними и дальними странами.
На плодородных землях близлежащих долин выращивали фрукты и виноград. Однако вскоре татарские войска Золотой Орды захватили крепость; мужчин-воинов, как обычно, истребили, остальное население обратили в рабство. Захватив город, татары разместили в нем свой гарнизон и назвали его по-своему - Кырк-Ор ("Сорок укреплений"). По достоинству оценив крепость, первый крымский хан Хаджи-Гирей в XV в. превратил ее в свою укрепленную резиденцию, создав надежное убежище в период борьбы ханов с Золотой Ордой за самостоятельность.
После переселения крымских ханов в новую столицу - Бахчисарай, - Кырк-Ор оставался цитаделью столицы и местом заточения знатных пленников. В разное время в тюремных застенках здесь томились литовский посол Лез, польский гетман Потоцкий, любимец Ивана Грозного Василий Грязной.
По три года провели в ханской тюрьме русские послы Василий Айтемиров и князь Ромодановский. Но самые тяжелые испытания выпали на долю русского воеводы, любимца царя Алексея Михайловича, Василия Шереметева. Двадцать один год провел Шереметев в темнице, четыре хана сменилось за это время в Бахчисарае, однако пленник отказался купить свободу дорогой для России ценой - за него требовали города Казань и Астрахань. Только мужество, непреклонная воля и любовь к России помогли перенести патриоту долгие годы тяжкой неволи. Выкупленный в 1681 г. родственниками, беспомощным, искалеченным, ослепшим стариком вернулся Шереметев на родину.
С середины XVII в. татары покидают Кырк-Ор; там остались жить только караимы. Татары считали их евреями, поэтому город с этих пор стали называть Чуфут-Кале, что в переводе означает "Еврейская крепость". И караимы прожили здесь еще более двух столетий.
После включения Крыма в состав России караимы объявили себя ее приверженцами, и вскоре царское правительство признав, что караимы не евреи, предоставило им привилегии, в частности, разрешило присваивать им офицерские чины в армии. Теперь они могли жить на всей территории империи.
С этого времени Чуфут-Кале стал пустеть. Жители покидали суровое плато и переселялись в Бахчисарай, Симферополь, Евпаторию. В 1852 г. с Чуфут-Кале ушли последние обитатели.
Пещерный монастырь Качи-Кальон расположен в 5 км к югу от Бахчисарая.
У села Предущельного в Бахчисарайском районе возвышается огромный скальный массив Качи-Кальон с двумя природными гротами. В большом гроте с родником в IX веке и возник монастырь, разрушенный, как полагают, монголо-татарами.
В 1850 году в Качи-Кальоне был создан скит святой Анастасии. Источник в гроте стал местом паломничества. Распространились легенды о его целебных свойствах, и сюда со всех концов Крыма шли за исцелением.
Старая церковь была восстановлена, в ней возобновилось богослужение, а у дороги построена новая, тоже названная именем святой Анастасии.
Монастырь закрыт в 1921 году. От него осталось большое количество искусственных пещер.
СюйреньСюйрень
Пещерный город Сюйрень расположен в окрестностях села Малое Садовое (10 км к югу от Бахчисарая) на плато, нависающего над селом скалистого мыса Куле-Бурун. Крепость занимает господствующее положение над долиной реки Бельбек. К пещерному городу можно подняться по древней колесной дороге, обходящей мыс с запада, или по одной из двух тропинок в восточной и западной части мыса.
При подъеме по дороге можно осмотреть остатки пещерного монастыря Чилтер-Коба.
В цитадели сохранились следы оборонительной стены с круглой башней. Архитектура башни позволяет предположить, что крепость построена в VIII веке. В восточной стороне башни находятся ворота с обрушенной аркой. В западной части башни была вылазная калитка. Сохранились многочисленные следы бойниц, защищавших подступы к воротам и калитке. На втором этаже башни сохранились фрагменты фресок, свидетельствующих, что уже после гибели крепости среди руин была сооружена церковь. Крепость, как и монастырь Чилтер-Коба, была разрушена во время крымского похода Ногая в 1299 г. и более не восстанавливалась.
Пещерный город Тепе-Кермен
Одинокая конусовидная гора, на которой расположен "пещерный город", напоминает по форме вулкан. В геологическом прошлом гора Тепе-Кермен была составной частью Внутренней гряды, но в результате эрозии обособилась и превратилась в классический останец. Абсолютная высота Тепе-Кермена - 543 метра. С плато открывается великолепная панорама. В ясную погоду отсюда хорошо видны Бахчисарай и Симферополь.
Подъем на Тепе-Кермен идет по северо-восточной стороне останца по раздваивающейся тропе. По южному и юго-западному склонам подъем труден и неудобен.
Крепость была построена в VI веке. Древние зодчие перекрывали стенами только небольшие, доступные для штурма участки горы, укрепляя оборону выдолбленными в камне казематами. На юго-западном выступе плато высечено караульное помещение, возможно служившее основанием дозорной башни.
Для пополнения водных запасов на плато городища были созданы водосборные цистерны для дождевой воды. На поверхности скалы повсюду можно заметить высеченные в камне желобки. Отсутствие колодцев и небольшая, равная 1,4 га, площадь плато определяли назначение цитадели как чисто стратегическое -население окрестностей не могло скрыться в крепости. Эти же факторы определили и относительно непродолжительный период существования цитадели после нашествия Ногая.
В городище ученые насчитывают около 250 скальных помещений различного назначения, расположенных на шести ярусах. Здесь встречаются как одиночные, так и многокомнатные скальные сооружения, состоящие из двух, трех или четырех помещений овальной, квадратной и прямоугольной формы высотой от 1,3 до 5 метров. Среди них - оборонительные, дозорные, жилые, складские, хозяйственные, культовые и погребальные сооружения. В верхнем ярусе расположены подвалы жилых домов и цистерны для хранения воды. В нижнем - большинство пещер было предназначено для хозяйственных нужд. Многие помещения нижнего яруса вытесаны в естественных гротах.
На плато сохранились немногочисленные фундаменты наземных построек длиной от 1 до 6 м и шириной от 1,5 до 12 метров. Застройка жилых кварталов довольно плотная. В центральной части городища в ходе раскопок были вскрыты фундаменты большого дома из четырех помещений с коническими вырубками для установки глиняных бочек (пифосов), датируемых IX-X веками. При раскопках здания XII в. была найдена пластина с изображением святых. В настоящее время развалины домов заросли кустарником и деревьями.
К северо-востоку от Дозорной башни, о которой мы уже упоминали, в скале высечена нижняя часть небольшой церкви с апсидой. Археологи нашли здесь браслет из синего стекла, датируемый IX-XI вв., керамику XII-XIII вв. и два креста-энколпиона.
Наиболее посещаемый объект на городище - скальная церковь, полностью высеченная в северо-восточном обрыве скалы. Время ее постройки - VIII век. Храм имеет прямоугольную форму с округленными углами, плоским потолком и полукруглой алтарной частью. Уникальность этого памятника заключается в том, что помещение церкви имеет поперечное расположение, вынесенный внутрь алтарь и крещальню (баптистерий). В крымской скальной архитектуре храмы с подобным решением отсутствуют. Наиболее близкая аналогия этой церкви - храм Судилище на Эски-Кермене.
Церковь - только часть большого монастырского комплекса, расположенного на шести ярусах. Помещения монастыря соединяются высеченными в скале ступенями с большой лестницей, по которой можно спуститься к подошве скалы.
В шестом ярусе размещена церковь - мемория. В юго-западном ее углу находится гробница, которая перекрыта тяжелой каменной плитой. Во время раскопок ученые обнаружили здесь обломки дубового иконостаса, предметы одежды и нащечную пряжку от конской сбруи IV в. до н. э. в виде стилизованного изображения барана. Эта пряжка из скифского кургана, вероятно, служила амулетом для жителя Тепе-Кермена.
В пятом ярусе видны ризница и большая четырехкомнатная трапезная. В четвертом ярусе видны остатки склепа с небольшой нишей для крепления иконки.
На третьем ярусе расположена небольшая четырехугольная часовенка с округленными углами. Юго-восточная стена разделена двумя полукруглыми колонками иконостаса. В стене видна ниша, из которой бил маленький источник. Вода сочилась через тонкую трещинку в скале, расширенную строителями, и накапливалась в водосборнике. Над источником видны три ниши для икон. Во втором ярусе высечена церковь с ризницей. Это простой одноапсидный храм подковообразной формы площадью 4,9 х 2,2 м, высотой 2,1 метра. В полу апсиды видна вырубка для престола. В северной и южной стенах устроены жертвенник и дьяконник. Тут же, в конце алтарной части, можно увидеть греческую надпись. Вдоль стен с западной и южной сторон высечена скамья высотой 0,43 метра. В южной стене вырублена могила, а над ней три ниши. Рядом с последней вырезаны два концентрических круга с четырьмя спицами. В нижней части прочерчены четыре буквы древнееврейского алфавита. В полу - две могилы с пазами для каменного перекрытия. Вход в храм прямоугольный, с пазами для дверной коробки.
К востоку от комплекса сохранились остатки еще одной церкви: два яруса гротов и две стены. На южной стене высечены две прямоугольные ниши, в одной из которых вырезана греческая надпись. С южной стороны церкви вырублена небольшая ризница.
Добираться к городищу можно вдоль долины речки Качи.
Пещерный город Бакла
Бакла находится в 18 км от Симферополя, в 2,5 км от села Скалистое Бахчисарайского района, в междуречье Альмы и Бодрака, на плато скальной гряды между двумя нависающими горными гребнями в самом начале Внутренней гряды. Являясь северо-восточной оконечностью византийской оборонительной системы, цитадель была как бы передовым охранением. Рождение городища предположительно датируется VI в., гибель - походом Ногая 1299 года.
В поросшей кустарником и небольшими деревьями южной части мыса находится фундамент оборонительной стены и следы древней каменоломни. Стены защищали наиболее уязвимый пологий склон. На противоположной стороне мыса, в двадцатиметровом обрыве, видны следы многочисленных казематов, из которых вели стрельбу лучники и пращники.
Прямо под стенами в скале высечен подземный тоннель, предназначение которого не совсем понятно. На северо-восточной части плато сохранились следы тесно стоящих двухэтажных домов и узеньких улиц, а также остатки небольшого храма IX в., встроенного в комплекс жилых помещений, что позволяет считать храм домашней церковью, евктерией. Для этого периода крымской истории евктерии нехарактерны, но в Константинополе в IX столетии они были обычны, что делает гипотезу о характере храма вполне обоснованной.
На восток от крепостных стен расположен подземный храм, в стене которого сохранилась искусно вырезанная ниша и надпись на греческом с обращением к небесному покровителю.
На другом мысе, в 500 м на запад от городища, обнаружен пещерный комплекс, предположительно служивший монастырем. Здесь обнаружены остатки храма УШ-IХ в., высеченные в горе четырехугольные склепы, похожие по архитектуре на знаменитые склепы в Киеве, и грот со следами настенных рисунков, среди которых угадываются фигуры святых мучеников, кресты, силуэты храма, кораблей и рыб. У основания мыса вырублены полукруглые тесные кельи с низкими коридорчиками, в стенах которых выдолблены ниши для светильников и лампад. В одной из келий археологи обнаружили захоронение нескольких десятков мужчин, женщин и детей.
В долине напротив Баклы, в 500 м к югу, открыты остатки трех православных храмов. Самый ранний возведен еще в VIII-IX веках. Два других как бы вписаны друг в друга. Сначала, в X-XI вв. был сооружен крестообразный в сечении храм, от которого сохранились обломки арочного портала и фрагменты фриза, украшавшего наличник двери. Весьма своеобразен орнамент фриза: обрамленная сверху и снизу плетением виноградная лоза, в изгибах которой помещены перекрещивающиеся пальметты. Лоза - излюбленный мотив византийского искусства, но образ пальметт встречается чрезвычайно редко. В ХII-ХIII вв. крестообразный храм был разобран, а на его месте возведен другой, более простой по форме и убранству.
Неподалеку от этих храмов, вниз по течению речушки Куба расположен аланоготский некрополь V-IX веков. Здесь в захоронении VII в. были найдены маленькая поясная пряжка и браслет византийской работы, а также две оригинальные застежки (фибулы), скреплявшиеся на груди цепочкой. Фибулы явно изготовлены поднепровским мастером.
http://sightofcrimea.com
|