Искусство Индонезии: музыка
|
Традиционное музыкальное искусство составляет значительную часть звуко-музыкального творчества индонезийских народов. Это оркестры гамелан, ансамбли ангклунгистов (см. Ангклунг), сольное пение тембанг, разнообразные театрально-танцевальные стили (спектакли театра ваянг, топенг и др., танцы бедайя, легонг и т. п.), представленные как городскими профессиональными труппами, так и сельскими любительскими коллективами.
Взаимодействие с западными музыкальными традициями началось с проникновения португальцев и голландцев (16 - 17 вв.). В католических миссиях распространялась хоровая музыка культового типа, приобрели популярность духовые оркестры военных гарнизонов. Наиболее явно синтез местных традиций с западной субкультурой наблюдался в городском популярном творчестве. На территории современной Джакарты уже в 16 - 17 вв. начинают складываться гибридные жанры, формы и стили музыки, объединявшие западноевропейские и азиатские традиции. Типична в этом отношении вокально-инструментальная традиция крончонг, восходящая к раннему колониальному периоду.
В 18 - начале 20 вв. в городах возникают оркестры популярной музыки, включающие как местные, так и заимствованные виды инструментов: духовые оркестры танджидор (в составе труб, тромбонов, кларнетов, валторн, а также ребаба, барабана бедуг, гонга кеданг); т. н. китайские ансамбли Батавии - гамбанг кромонг (с нач. 19 в., включали китайские, сунданские, малайские, португальские инструменты); позднее - оркестры, сопровождавшие пение крончонг и др.
После 1945 активно развиваются система концертной практики, институты западного типа, в том числе учебные (Национальный совет по делам искусств; Комитет по вопросам музыкального искусства в Джакарте; Академия музыки; Центр индонезийского ваянга, который с 1969 готовит специалистов, ведет научные исследования, устраивает выставки, лекции, выпускает специальный бюллетень).
Характерная для Индонезии традиция детского творчества поддерживается современными коллективами, выступающими на концертной эстраде (Национальный детский балет, детская музыкальная группа “Секандунг” и др.). С развитием индустрии индонезийского кино формируется вокальный стиль дангдут, получивший широкое распространение как в городской, так и в сельской среде.
Среди известных индонезийских композиторов - Исмаил Марзуки (1914 - 58), Гесанг (р. 1915), Супратман (1903 - 38), Корнел Симанджунтак (1920 - 46), К.Р. Т. Мадукусума (1895 - 1972), Н. Ситуморанг 1908 - 69), С. Ситомпул (1904 - 74), К.Р.Т. Варсодининграт (1882 - 1975). Среди традиционных музыкантов: В. Бератха (р. 1924), И. Ньоман Калер (1892 - 1982), Коко Косвара (р. 1915), Тиханг Гултом (1896 - 1970).
www.rattan.ru
|