Гонконг - Hong Kong - с высоты
|
Несмотря на статус мегаполиса, в Гонконге меньше всего думаешь о том, в какой мешанине из асфальта, бетона и стекла ты очутился. Несмотря на долгие годы правления англичан и совсем не дружелюбное дыхание материкового Китая, Гонконг поражает своей открытостью. В здешнем воздухе растворена особая легкость: кажется, если отобрать металлические крылья у хайтекового Икара, который стоит на одной из главных площадей города, можно без труда взлететь.
Хотя наиболее эффектная часть Гонконга — сам остров Гонконг, лучше всего начать знакомиться с городом, двигаясь с севера на юг. Полуостров Коулун (с ударением на последнем слоге), отделенный от собственно Гонконга небольшим проливом, — совсем не бестолковое приложение к знаменитому острову, но обязательный для посещения район. Как минимум, необходимо пройтись по спускающейся к воде Nathan Road (следует, впрочем, заметить, что достаточно и последнего километра этой улицы).
Очень важно внимательно смотреть по сторонам, ведь Коулун — средоточие китайской экзотики с забегаловками для местных жителей, невесть чем пахнущими лавками традиционной медицины и целыми кварталами, погребенными под тюками с одеждой безымянных дизайнеров Поднебесной. Каждый из них можно было бы принять за средней руки филиал Черкизовского рынка, если бы не знание того факта, что сам Черкизовский рынок — не более чем скромное отделение всекитайского рынка ширпотреба.
Чем дальше вглубь Гонконга, тем больше Джеки Чана. Он здесь повсюду: на биллбордах, упаковках продуктов, в рекламных роликах. Восковой Джеки Чан стоит уместного музея мадам Тюссо, его лицо — на карандашных рисунках уличных художников. Полчаса — и в каждом подтянутом китайце средних лет вам чудится знаменитый актер, который, к слову, уже довольно давно обосновался в Гонконге. Спастись от этой паранойи можно разве что в гонконгском культурном центре: там, в частности, можно услышать, как детские хоры распевают печальные английские песни, — эти не походят на Джеки Чана хотя бы в силу юного возраста.
Гонконг лишний раз убеждает в том, что нормальные города прежде всего растут вверх, а уж потом — вширь. Лучшего антипримера, чем девятиэтажная Москва, запускающая щупальца в разнообразные Реутовы и Химки, не сыскать. Центральные районы Гонконга очень компактны — и это при семи миллионах жителей и представительствах всех сколько-либо заметных на мировом рынке компаний. Неудивительно, что в Гонконге нет ни трущоб, ни ярко выраженных спальных районов: да, город на берегу Южно-Китайского моря окружен городами-сателлитами, но добраться до них можно поразительно быстро и комфортно.
Для того, чтобы понять это, достаточно очутиться на одной из двух местных смотровых площадок. Впрочем, самое лучшее — посетить сначала одну, а сразу после этого — другую. Идеальное время наступает после того, как город застилают сумерки: на небоскребах включают подсветку, и Гонконг превращается в сплошное футуристическое крещендо с заметными, но ненавязчивыми азиатскими обертонами. В ожидании своей порции впечатлений хорошо пропустить стаканчик-другой (благо баров здесь предостаточно) — для большей открытости urbi et orbi.
Вид с самой южной точки полуострова Коулун на деловой центр Гонконга способен поразить воображение даже тех, чья география путешествий существенно отличается от редкой сети проторенных тропок российских туристов. С этой точки Гонконг предстает квинтэссенцией всех мегаполисов, расположенных на берегу океана. Лос-Анджелес, Сингапур, Нью-Йорк? Абсолютно на ваш вкус. Яркие и одновременно четкие, необычайно стильные силуэты небоскребов, выросших прямо на склонах покрытых зеленью гор, притягивают почище промышленных магнитов. Однако этому притяжению не надо противиться: паром, способный за сущие гроши перевезти вас на другой берег, легко отыскать прямо у спуска с той же набережной. У вас есть десять минут на наслаждение морской прохладой и детальное изучение приближающегося берега. Самый момент для того, чтобы бросить в воду монетку или надоевшего компаньона, несущего какую-то ерунду про усталость и сбитые ноги.
Разумеется, все стремятся набиться на верхний этаж — разъезжать по Гонконгу без столь сомнительного в здешних широтах аксессуара, как крыша, намного приятнее. В итоге вы окажетесь у остановки трамвая, отправляющегося непосредственно на Пик. Поездка на нем может ниспровергнуть ваши представления о возможностях этой немудрящей железной машинки: подъем под углом в 45°, да еще с сумасшедшей скоростью, способен серьезно пощекотать нервы.
Пик расположен на юге Гонконга, довольно высоко в горах, а потому вид на город отсюда считается самым красивым. Хотя сам по себе панорамный обзор Гонконга мало что может затмить, впечатление способны испортить толпы туристов, пришедших сюда за тем же, за чем и вы.
Все тот же трамвай вернет вас в самый центр города, к подножию небоскребов, нижние этажи которых на поверку оказываются заняты большими торговыми центрами. Вряд ли стоит рассказывать, зачем они нужны и чем здесь можно заниматься. Кстати, о гонконгских семидесятипроцентных распродажах и сводящих с ума ликвидациях, кажется, скоро сложат эпические поэмы, но на самом деле обновить гардероб на сдачу от школьных завтраков не выйдет при любом раскладе. Цены на одежду топ-брендов тут действительно ниже московских, но
все же разница не слишком велика. Гонконг — неплохой город для шопинга, но исключительно ради него не стоит подвергать себя испытаниям многочасового перелета. Италия не в пример ближе. Однако если страсть к покупкам, несмотря ни на что, берет над вами верх, стоит пройтись по югу Коулуна, окрестностям Yee Wo Street и Connaught Road.
Удалиться от суеты сует и прочего тлена бренного мира поможет самая большая в мире статуя Будды, которая находится в местечке Нгон-Пин близ Гонконга. Тем же, кому подобный опыт приобщения к сакральному кажется слишком радикальным и недостаточно изящным, можно порекомендовать Гонконгский музей искусства, обладающий весьма достойной коллекцией.
Первое, что волей-неволей обращает на себя внимание в Макао, так это жара. Пусть ртуть в термометре редко прыгает за 40, почти стопроцентная влажность обескураживает. Но и против таких климатических казусов есть свои методы борьбы. Как ни странно, к местной жаре довольно легко привыкнуть. Самое главное, не пытайтесь в первый же день осмотреть все достопримечательности. Увеличивайте время прогулок постепенно. Лучшие часы для первых вылазок наступают после захода солн
ца. Подбирая одежду, остановите свой выбор на мокасинах, джинсах и просторной светлой рубашке.
Впрочем, стоит иметь в виду, что Макао, в отличие от Гонконга, хотя и центр всевозможных развлечений, но все же провинциальный город, поэтому многие рестораны, магазины и музеи к пяти-семи часам вечера закрываются. Правда, это не так страшно. Макао не слишком изобилует обязательными к осмотру достопримечательностями. К числу последних можно отнести разве что собор Святого Павла и оставшийся от португальцев маяк.
Судьба местного собора Святого Павла во многом аналогична судьбе его лондонского тезки, от которого после знаменитого пожара 1666 года уцелел лишь фронтон. То же самое произошло и с его португальским собратом. Разница только в том, что англичане свой собор в конце концов восстановили, а португальцы — нет. Но фронтон — остался и даже стал символом города.
|