Гайдуки - история Болгарии
|
Гайдуки (от венгерск. слова hajdu - погонщики). В Венгрии первоначально назывались так пастухи, затем мадьяры, сербы и валахи, которые бежали от притеснений турок в леса и оттуда вели партизанскую войну, и, наконец, пешие легковооруженные воины.
Гайдуки составляли пехотную милицию, которую мог нанимать всякий состоятельный владелец. В 1605 г. Бочкай отвел им земли и даровал им значительные привилегии, которые в 1613 г. были подтверждены сеймом. До новейшего времени гайдуки пользовались всеми дворянскими правами, кроме свободы от податей.
Поселения гайдуков уже в XVII ст. потерявшие свое военное значение, составляли автономный Гайдуков округ, занимавший 966 кв. км. с населением в 62914 чел. (1869). В 1876 г. он вошел в состав комитета Гайду.
От гайдуков . получила название венгерская пехота, при Стефане Батории проникшая и в Польшу. В XVIII стол. гайдуками. стали называться в Венгрии судебные прислужники присутственных мест и драбанты магнатов, а при немецких дворах - лакеи и т. п. прислужники, которые выбирались из людей рослых; в России при Петре I гайдуками назывались конные барские лакеи.
У южных славян гайдуками назывались люди, уходившие в горы и леса с целью мстить за притеснения турок. Сербск. ajduk, болгарск. айдутин, турецк. арамия, греческ. клефт - разные названия этого класса людей; аналогичное явление представляют далматинские ускоки гайдук - не простой разбойник; он - "мома" (молодец), "юнак" (добрый молодец, богатырь), как наш запорожец был "лыцарь". Таким выступает он в южно-славянском эпосе, в котором он следует непосредственно за старыми героями, царями, князьями и банами; "юнацкие песни" новейшего периода - по преимуществу гайдуцкие.
У сербов и болгар походы открывались с Юрьева дня (весеннего); по зимам гайдуки жили скрытно дома или у своих друзей. В походе болгарские гайдуки носили одежду обыкновенную и простую, cepбcкиe гайдуки, напротив, одевались в платье, расшитое разноцветными украшениями, на груди носили бляхи или крупные серебряные монеты, а на голове - шелковые шапки, с большою, падавшею на грудь кистью. гайдук действует иногда один, но чаще набирает себе дружину (чету) или пристает к готовой.
Численность дружины не превышала 30 человек; в болгарских песнях число дружинников доводится до 300, но это, вероятно, эпическая гипербола. В случае нужды, четы соединялись и помогали друг другу.
Каждая дружина имела свое знамя (байрак) и своего предводителя - арамбашу. Добыча делилась поровну. Составляя чету, дружинники приносили клятву в соблюдении справедливости, верности данному слову и обету - мстить за неправду и кровь неповинных жертв турецкого ига. В дружину принимался не всякий приходящий, а лишь испытанный юнак. Песни изображают гайдуков людьми набожными, благочестивыми. Гайдучество считалось своего рода подвижничеством, в продолжение которого гайдуки, как наши запорожцы, избегали женского общества. Но девушки, в сопровождении своих родных, могли сами становиться гайдуком и даже предводительствовать четами. В болгарских песнях воспеваются "войвода Бояна", "мома Елена" и др. В конце прошлого столетия известна была Сирма-войводка, предводившая отрядом гайдуков, которые долго не знали, что их начальник - женщина.
Гайдуки действовали на турок страхом мщения и этим отчасти сдерживали их хищничество. Сознание своей независимости и уверенность в народном сочувствии делали гайдуков настоящей судебной властью.
Гайдуцкий суд происходил на общем собрании дружинников. Гайдуки зорко следили за всем, что делается в городах и селах, грабили и убивали злых турок, смотрели и за своими соотечественниками, кнезами, кметами и купцами - помогают ли они бедным в нужде, защищают ли от турок.
Не всегда они сразу принимали крутые меры; иногда они отправляли "гласоношу" или "книгоношу" (письмоносца), с предостережением об исправлении несправедливости в назначенный ими срок.
По отношению к изменникам ("отпадникам", "отлюдам") гайдуки были беспощадны. Они всегда оставляли неприкосновенным девичье приданое; ограбить девицу, по их мнению, было то же, что ограбить церковь.
Народ считал подвиги гайдуков настоящими делами христианской добродетели; он верил, что "пока есть в лесу гайдуки, до тех пор будет и правда".
Когда народное негодование на притеснителей перешло, в Сербии, в восстание, гайдуки явились его естественными предводителями: знаменитый Георгий Черный бывал гайдуком, Милош - также. Знаменитейший из болгарских гайдуком - известный писатель Георгий Раковский.
Пойманного гайдука турки сажали на кол; обыкновенно ему предлагалось для спасения жизни принять магометанство, но это отвергалось им с презрением. Кроме сборников песен сербских и болгарских, см. соч. бывшего болг. гайдука Панайота Хитова: "Мое-то путувание по Стара планина и животописание-то на некои Булгарски стари и нови воеводи",
изд. под ред. Л. Каравелова (Бухар. 1872; русск, перев. в "Славянском Сборнике", т. II, Спб. 1877); А. Пыпин, "Герцеговинские Г. сто лет тому назад" ("Вестн. Европы", 1877, № 6).
|