Экскурсии в Вестминстерское аббатство
|
Королевская собственность, не подчиняющаяся архиепископу Кентерберийскому, - здесь на протяжении веков монархи короновались, венчались, а затем были захоронены. Усыпальница Ньютона и Дарвина, Теккерея и Бернса, Мильтона и Чосера, Диккенса и Шекспира, Генделя и Перселла, Дизраэли и Чемберлена. Уникальный памятник архитектуры, много раз менявший облик, но всегда сохранявший очарование.
Здание строилось около 1000 лет, поэтому в нем можно найти следы почти всех стилевых оттенков готики. История Вестминстерского аббатства начинается в 1052 году, когда Эдуард Исповедник заложил фундамент. Здание было возведено в романском стиле.
Первая серьезная перестройка датируется 1220 годом, когда Генрих III построил часовню Божьей Матери и реконструировал аббатство, придав ему готический облик.
Работы по изменению вида аббатства закончились только в правление Ричарда II.
Генрих VII тоже внес свое представление о прекрасном: в его правление, в 1502 году, была сооружена Часовня Богоматери (Капелла Генриха VII). Капелла великолепно декорирована: веерные своды, витражи, в нишах 107 статуй святых.
1534 год - Англия разрывает отношения с Римом, многие монастыри разрушают. Хотя Вестминстерское аббатство было упразднено, а все собранные деньги переданы собору святого Павла, великолепное здание оставили в целости и сохранности.
С 1579 Вестминстерское аббатство превращается в коллегиатскую церковь св. Петра, главную Англиканскую церковь, и выходит из-под юрисдикции епископата.
В 1734 - 1745 годах архитектор Николас Хоксмур возвел башни, которые сегодня кажутся неотъемлемой частью аббатства. Фактически, здание приобрело современный облик.
До 1365 года английские коронационные регалии, коронные драгоценности и государственная казна хранились в Вестминстерском аббатстве. Сокровищница находилась в подземельях под дормиторием — огромным залом с деревянным сводчатым потолком, который раньше был спальней монахов и в котором ныне размещена библиотека.
Переходы и часовня, расположенные под дормиторием,— самая старая часть аббатства, сохранившаяся с XI века. Это последнее, что уцелело от большой каменной церкви, возведённой англосаксонским королём Эдуардом Исповедником (1042—1066). Его племянница принцесса Гита стала женой Владимира Мономаха, матерью основателя Москвы Юрия Долгорукого. В XIII веке храм был перестроен, и изображение его первоначального вида сохранилось только на вышивке XI века — «ковре из Байе». Сохранилось и помещение древней сокровищницы — тяжёлые своды на толстых колоннах, сундуки, в которых хранились драгоценности, высокий сводчатый вход с массивными двойными дверями, запирающимися на семь замков связкой огромных ключей. Попасть в сокровищницу можно только из восточной галереи монастырского дворика, выстроенной в 1345 году на месте старого монастырского кладбища.
Долгое время считалось: в это самое неприступное из подземелий аббатства, куда никогда не проникает солнечный свет, можно попасть лишь через единственный, тщательно охранявшийся вход. Но в конце XIX века в ходе реставрационных работ в Вестминстерском аббатстве в стене королевской сокровищницы была обнаружена ещё одна потайная дверь. Кое-где на ней виднелись уцелевшие клочки белой кожи, которой она была некогда обита. К ужасу исследователей, кожа оказалась человеческой! И удалось установить, кому она принадлежала...
Летом 1303 года, когда английский король Эдуард I Плантагенет (1272—1307) подавлял в Шотландии очередной мятеж, вестминстерский аббат Уэнлох и 48 его монахов вступили в преступный сговор. Соблазн был слишком велик — в сокровищнице в то время находилось денег и драгоценностей на сумму, равную двум годовым бюджетам страны. Несколько месяцев грабители выносили королевские сокровища по потайному ходу. Лондонский купец, торговец шерстью Ричард Поуделикот помогал прятать и сбывать краденое.
На монастырском кладбище перед входом в сокровищницу по распоряжению Уэнлоха посеяли коноплю: её высокие заросли должны были скрыть от посторонних глаз путешествия лихой братии в подземелье и обратно с драгоценным грузом.
Однажды под вечер священник отец Бенедикт, проходя мимо, застал грабителей на месте преступления и пытался усовестить их. Его убили как опасного свидетеля.
По уверениям современной музейной охраны Вестминстерского аббатства, призрак убитого и поныне бродит по галереям монастырского дворика между пятью и шестью часами вечера. Утверждают, что он высок, худ, на нём священническое облачение, как в момент смерти. Под низко надвинутым монашеским капюшоном можно различить смутно сереющее в сумерках бледное лицо, крючковатый старческий нос, глубоко посаженные глаза. Иногда на ходу он будто бы тихо разговаривает о чём-то сам с собой. Но понять, что он говорит, не удаётся.
К осени 1303 года до короля дошли слухи о безобразиях, творящихся в аббатстве. Он направил в Вестминстер комиссию для расследования обстоятельств дела, которая вскрыла небывалое по масштабам разграбление казны. Часть украденного удалось обнаружить. Где только его не находили! И на севере страны — в Нортгемптоне, и на востоке — в Колчестере, и на юго-востоке — в городах графства Кент, и в домах богатых лондонских купцов, и здесь же, в Вестминстере, у самых стен собора, в могильных склепах, где грабители устроили склад краденого.
Но кое-что так и не удалось отыскать. Возможно, некоторые похищенные сокровища всё ещё лежат в ненайденных тайниках на кладбище св. Маргариты и в стенах самого аббатства.
Преступников ждала суровая кара — Эдуард I не знал снисхождения к ворам. По приговору королевского суда с Ричарда Поуделикота заживо содрали кожу и прибили гвоздями к потайной двери сокровищницы в острастку всем, кто вздумал бы пойти по его стопам. Лоскутья кожи несчастного и сейчас ещё можно видеть; особенно хорошо они сохранились под железными засовами потайной двери. Лишь духовное звание спасло его сообщников вестминстерских монахов и их аббата от подобной же участи. Смертная казнь им была заменена заключением в лондонском Тауэре.
Источник: www.great-britain.ru
|