Колосс Родосский в Греции
|
Колосс Родосский - грандиозная статуя бога солнца - была воздвигнута в портовом городе на острове Родос в Эгейском море, у берегов современной Турции. Родоссцы возвели ее в честь своего небесного покровителя - Гелиоса, который, согласно легенде, поднял остров со дна моря, чтобы ему могли покланяться простые смертные. Это шестое Чудо Света, младший современник Мавзолея и храма Артемиды, высилось над входом в Родосскую гавань, и его ноги служили своеобразными воротами, под которыми проходили даже самые большие корабли.
Идея создать его возникла у родоссцев весной 304 года до н. э., когда жители небольшого острова, лежащего у самого берега Малой Азии, праздновали окончание осады Деметрия Полиоркета, правителя Передней Азии и Сирии, одного из наследников державы Александра Македонского.
Осада была долгой и жестокой, и родоссцы верили, что они смогли выстоять только благодаря покровительству Гелиоса. И не удивительно, ведь Полиоркет использовал последнее слово военной техники того времени - осадные машины. Самой устрашающей из них была непобедимая гелеополида, которую приводили в движение три тысячи четыреста воинов. Это была целая осадная башня с таранами, перекидным мостом, катапультами и площадками для десанта.
Покидая остров, Полиоркет бросил на берегу и громоздкую обитую железом гелеополиду, которая сама по себе была в некотором роде чудом военного гения. Задуманная как орудие смерти она по иронии судьбы послужила созданию одного из самых прекрасных в истории человечества Чудес Света. Один вид этой адской машины вызывал у мирных родоссцев отвращение, напоминая о лишениях и ужасах осады. Поэтому они с радостью согласились, когда купцы захотели купить гелеополиду "на металлолом", за триста таланов, сказочно большую сумму. На эти деньги и был возведен величественный Колосс.
Статую поручили изваять скульптору Харесу, ученику Лисиппа. Ваятель предложил сделать Гелиоса стоящим. По замыслу, в левой руке бог держал ниспадающее до земли покрывало, правую приложил ко лбу, словно вглядываясь в даль. Такая поза не соответствовала канонам, бог должен был, по меньшей мере, благословлять своим жестом, но Харес понимал, что колосс не удержится, если бог протянет руку вперёд. Проведенные им расчеты показали, что иначе рука могла бы обломиться под тяжестью собственного веса.
Для постройки на искусственном холме Харес установил три каменных столба, скреплённые железными балками. На двух из них крепились бронзовые детали, изображавшие ноги и торс гиганта, на третьем - детали плаща. Железный каркас прикрепленный к столбам и балке покрыли чеканными листами бронзы. Сборка статуи велась снизу вверх - сначала формировались ступни, затем икры и т.д. Полую статую, по мере того как она росла, заполняли камнями, чтобы сделать ее устойчивее. По мере закрепления деталей их снаружи засыпали землей, создавая таким образом площадку для работы на более высоком уровне. На изготовление грандиозного монумента потребовалось 500 талантов бронзы и 300 талантов железа (соответственно около 13 и 8 тонн).
Двенадцать лет никто не видел статуи, и только когда холм вокруг колосса был срыт в 280 г. до н.э, перед изумленными родоссцам предстал сияющий Гелиос.
Статуя бога возвышалась прямо при входе в гавань Родоса и была видна подплывающим уже с соседних островов. Она была в высоту около 35 м, то есть, почти в три раза превышала "Медного Всадника" в Санкт-Петербурге.
По сохранившимся описаниям, Колосс был возведен на облицованном белым мрамором искусственном холме. Его голову украшал венец в форме расходящихся лучей солнца; левой рукой он поддерживал ниспадающий плащ, а ладонью правой, согнутой в локте, прикрывал глаза, всматриваясь в морские дали.
Он породил и своего рода моду на гигантские статуи. На Родосе уже во П в. до н. э. было установлено около ста колоссальных скульптур. Но после возведения Колосса, слава которого скоро облетела весь свет, Древний Мир заболел гигантоманией.
Древние греки и раньше чествовали своих богов сооружением громадных статуй. Такими были, например, знаменитые произведения Фидия бронзовая статуя Афины-Градохранительницы, стоявшая в афинском акрополе, невообразимая статуя Афины-Девы, в Парфеноне, статуя Зевса, в его олимпийском храме, а также статуя Геры, исполненная Поликлетом, из золота и слоновой кости, для аргосского храма. Но бронзовое изваяние Гелиоса превзошло все другие древнегреческие колоссы.
Однако сверкающий бог, которого можно было увидеть за много километров от Родоса, оказался недолговечен. Уже через полвека, в 226 года до нашей эры, сильное землетрясение, разрушившее Родос, повалило его на землю. Самым уязвимым местом статуи оказались колени. Отсюда и пошло выражение "колосс на глиняных ногах", означающее что-то величественное с виду, но слабое изнутри.
Оракул, жрица или жрец, устами которого говорит божество, на сей раз, велел не восстанавливать статую. Но Родосцы ослушались - уж очень им был дорог славный Гелиос, и пытались поднять колосса. Но ничего не вышло. Не помогли даже несколько сот талантов меди и лучшие мастера, присланные Египетским царем. Такова была воля провидения, в соответствии с которой сначала сиятельный колосс был возведен, а потом обращен в прах. Так и остался он лежать на берегу бухты, став главным "аттракционом" для туристов. Поверженного гиганта видел Плиний Старший, приезжавший туда в первом веке нашей эры. По его свидетельствам, лишь немногие люди могли обхватить руками большой палец статуи.
Лежавший на земле колосс со временем обрастал не только землей и растениями, но и легендами. В рассказах очевидцев он разрастался все больше. В римской литературе есть свидетельства о том, что первоначально он возвышался над входом в гавань и был так велик, что между его ног проходили к городу корабли. Но физически это невозможно. Ширина устья гавани составляла примерно 400 метров, а статуя была все-таки не настолько колоссальной. Описания позволяют предположить, что она стояла в центре города и была обращена к гавани.
Дальнейшая судьба Колосса печальна, как и судьбы всех, кто слишком высоко вознесся и был свергнут. Расколотый колосс пролежав тысячу лет, был куплен в 977 арабским купцом. Тот, чтобы отвезти колосса на переплавку, разрезал его на части и нагрузил бронзой 900 верблюдов! Казалось бы, Колосс Родосский теперь навсегда исчез в плавильных печах. Однако недавно археологи обнаружили на дне гавани кисть правой руки бога Солнца. Это все, что сохранилось от одного из семи Чудес Света, созданных в античный период.
В ХХ веке предпринимались неоднократные попытки воссоздать Колосс. В 2004 г. российский скульптор Зураб Церетели даже был приглашен поучаствовать в конкурсе проектов статуи нового Колосса Родосского, который планировали установить в США. По задумке авторов, он должен был превзойти статую Свободы, затмив все прочие колоссальные постройки, когда-либо создававшиеся человечеством. Но, то ли заклятие Оракула все еще действует, то ли Гелиос обиделся на землян, только воссоздать Колосс Родосский - шестое Чудо Света, еще никому не удавалось.
Екатерина Некрасова
Источник: newsinfo.ru
|