Театр Диониса
|
В Греции начало театральных представлений было связано с ритуалом в честь бога Диониса (в древнегреческой мифологии это бог производительных сил природы, живительного сока деревьев, главным образом виноградной лозы).
Древнегреческий театр получил оформление в Афинах в V веке до нашей эры (Софокл, Эсхил, Еврипид - древнегреческие драматурги, корифеи античной трагедии). Древнегреческое здание театра послужило образцом для римского, а впоследствии новоевропейского театра.
"Сцена" древнегреческого театра получила форму декоративной стены с колоннами и входами; перед ней - круглая площадка ("орхестра") для хора и выделявшихся из него действующих лиц - актеров (до трех), а места для зрителей поднимались полукругом вверх по склону холма, где первоначально устраивались театры.
В древнегреческом театре были обязательны маски на лицах актеров (как в трагедии, так и в комедии), котурны - сандалии на очень толстой подошве.
На южном склоне холма стояли несколько театров, в том числе первое подобное сооружение в мире - Театр Диониса. На этом месте проходили мистерии в честь бога Диониса. Из них и родился театр. Сначала - перекличка хора и запевалы, позднее - та же перекличка, но скрепленная логикой единого сюжета, так что запевала превращался в актера (драмы Феспия, VI век до н.э.), в начале V века до н.э. Фриних добавил второго актера, затем Эсхил - третьего. В V веке до н.э. в творчестве Эсхила, Софокла и Еврипида родилась и возвысилась до своих вершин трагедия, в творчестве Аристофана - комедия. Сопоставимого уровня европейский театр достиг только в XVI-XVII веках, с драмами Шекспира, других елизаветинцев и французских классицистов, которые подражали древним.
Долгое время на каждый дионисийский праздник строились временные деревянные ряды для зрителей и сцена, и только в 330 году до н.э. их заменили на каменные. Каменный театр насчитывал 67 рядов и мог вмещать от 14 до 17 тысяч зрителей. Каменные скамьи поднимались до самого основания Акрополя, где еще различимы остатки последнего ряда. Первый ряд состоял из 67 мраморных кресел для VIP - зрителей. Многие из них, относящиеся к разным эпохам античности, с высеченными именами и должностями владельцев, стоят на месте до сих пор. Выступ и кресло во втором ряду - ложа римского императора Адриана, страстного любителя греческой культуры. Театр перестраивался и римлянами, в том числе под цирковые и гладиаторские представления. Отсюда высокий бортик перед первым рядом. С художественной точки зрения лучшее в развалинах театра - скульптурный фриз времен императора Нерона с забавными сатирами.
Вокруг театра Диониса много других развалин. Перед театром - жалкие остатки двух храмов Диониса VI и IV веков до н.э. Справа - столь же невразумительные камни Периклова Одеона - концертного зала, построенного в 40-х годах до н.э. Зал был знаменит прекрасной акустикой и передовой с инженерной точки зрения конической формой. У Перикла была заостренная форма черепа, и современники смеялись, что он построил концертный зал в форме своей головы.
balkantravel.ru travelone.ru
|