|
Несколько миллионов туристов из многих стран мира ежегодно посещают город Потсдам. Красота цепи озер по реке Хафель, поросшие лесами холмы и архитектура города с обширными парками, скверами и многочисленными памятниками старины и произведениями искусства принесли Потсдаму мировую известность.
Выдающиеся архитекторы, создатели парков и художники XVIII и XIX столетий, гармонично соединив природу и искусство, превратили эту часть бывшей бранденбургской "песчаной коробки" в удивительный по красоте уголок земли. 14 апреля 1945 года центр старого города был уничтожен английскими бомбардировщиками. Но несмотря на это, к 200-летию со дня начала строительства дворца Сан-Суси старая часть Потсдама сохранила черты единого ансамбля в стиле барокко, и в 1945 году в Потсдаме проходила знаменитая Потсдамская конференция .
Главной достопримечательностью Потсдама является парк Сан-Суси (Sans Souci – с франц. "без забот") с его знаменитыми дворцами и сооружениями.
Выдающиеся архитекторы Кнобельсдорф, Шинкель и Перзиус, скульпторы Глуме, Эбенхех, Бенкерт и Хеймюллер, братья Хоппенхаупт, создатель парков Ленне и многие другие художники и мастера создали здесь единое произведение искусства, которое своим художественным совершенством являет образец высокой немецкой культуры.
В 1964 году была начата самая обширная за всю историю Сан-Суси реставрацию дворцов и парков. Опытные ученые, реставраторы и художники продолжают работать над тем, чтобы восстановить произведения искусства в их былой красоте.
Парк Сан-Суси с общей площадью 290 га (около трех квадратных километров) создавался в два этапа. Во время правления прусского короля Фридриха II (1740-1786), избравшего своей постоянной резиденцией не Берлин, а Потсдам, 9 августа 1744 года на южном склоне "пустынной горы" был разбит виноградник. Так началось освоение находившейся тогда еще за городскими воротами местности. Ее геологическую структуру образует цепь холмов, имеющих моренное происхождение последнего ледникового периода и простирающихся южнее долины древней реки. После сооружения увеселительного дворца Сан-Суси выше виноградных террас в 1745-1747 годы были воздвигнуты:
- портал и обелиск, грот Нептуна, картинная галерея, дворец, китайский чайный домик,
После семилетней войны -
- Новый дворец (план дворца, залы: нижний вестибюль, зал-грот, мраморная галерея, голубая камера, комната мясного цвета, концертная комната, рабочая комната, спальная комната, письменный кабинет, тамерланова комната, красная камчатная комната, дамская спальная комната, письменный кабинет, мужская спальная комната, письменный кабинет, галунная комната, нижняя концертная комната, овальный кабинет, покои принца: прихожая, кабинет, спальная комната, покои принцессы: прихожая, кабинет, спальная комната, прихожая на втором этаже, угловой кабинет, верхняя концертная комната, охотничья камера, Зеленая камчатная камера, спальная комната, кабинет, большая камера, мраморный зал, верхний вестибюль, верхняя галерея, верхние красные камеры, прихожая, коридор, театр),
- античный храм и храм дружбы, бельведер на холме Клаусберг, домик с драконами.
Переоборудованием здания оранжереи в Новые палаты и был завершен этот этап. Тем самым был создан ансамбль, который своей изысканной красотой и удачным сочетанием природы и архитектуры отражает дух фридерицианского рококо. За исключением Нового дворца здесь уже нет стремления подчеркнуть власть самодержавного монарха пышными дворцами и парками, как это демонстрировал в Версале король Франции Людовик XIV.
Фридрих II слыл просвещенным монархом. Для работы в Сан-Суси он привлек гениальных архитекторов и художников. Идеи буржуазного просвещения в середине XVIII столетия повлияли на архитектуру парка. Здания в Сан-Суси. относительно небольшие, они вписываются в пейзаж и служат удовлетворению личных склонностей короля. Главная аллея, имеющая почти 2,5 км в длину, не ведет прямо к главному дворцу, как требует этого барокко, а проходит параллельно зданиям.
Наследники Фридриха II проявляли мало интереса к Сан-Суси. Только Фридрих Вильгельм IV (1840-1861) "романтик на троне", как наследный принц снова вспомнил о Сан-Суси. Расширение парка на юг и сооружение дворца Шарлотенхоф в 1826 году положили начало второму этапу строительства парка Сан-Суси. Шинкель и Ленне определили характер этого этапа. Строения в стиле буржуазного классицизма и открытые парковые ландшафты обогатили обширный парк в XVIII столетии.
После сооружение небольшого дворца Шарлотенхоф и до 1860 года были созданы здания и парки:
- римские купальни, помещение для фазанов в стиле итальянской виллы, ансамбль Фриденскирхе с садом Марли, дворец Оранжерея, сицилианский сад и северный сад, Новый парк с Мраморным дворцом и дворцом Цецилиенхоф, третий парк и дворец Бабельсберг.
Источник: sans-souci.ru
|