Музыка Германии
|
Наряду с представителями классической музыки как Бах, Иоганн Себастьян, Бетховен и Вагнер современная музыка Германии тоже широко известна. Её представителями являются Rammstein, Scorpions и Tokio Hotel.
Бах – гений… Музыкальный гений всех времён, величайший композитор в истории человечества, жемчужина западной культуры. Он выдающийся творец церковной музыки, мастер полифонии и покровитель церковных музыкантов.
Некоторых может задеть такой длинный ряд хвалебных эпитетов. Но Бах не появился из пустоты. До него работали и творили выдающиеся музыканты, такие как Пахельбель, Букстехуде, Кухнау, Телеман. Эти имена связаны с расцветом музыки барокко и религиозной музыки. Творчество Баха увенчало эту музыкальную эпоху. Хотя всемирное признание Бах получил только в 19 веке, истинные мастера и раньше высоко ценили его творчество. Так, Бетховен говорил «Имя ему не Бах (что в переводе с немецкого обозначает - ручей), но Океан», имея в виду безграничное, неисчерпаемое богатство его творческого гения.
Каждого, кто соприкоснулся с творчеством Баха, поражает не только красота и величие его музыки, но и количество написанных им произведений. Это - мастер всевозможных музыкальных форм – от вокально-инструментальных до сольных произведений для всех существующих тогда инструментов, что являлось редкостью для его времени. Секрет подобной творческой свободы, возможно, заключается в мультиинструментализме Баха, который был не только органистом-виртуозом, но также прекрасно играл на скрипке, альте, клавикорде, а в детстве, к тому же, обладал удивительным по красоте голосом.
Бах был лишен самолюбования, он считал себя простым ремесленником, продолжившим семейную профессиональную династию. Действительно, в то время фамилия Бах ассоциировалась с музыкой. Музыковеды говорят, что в те времена жили и творили более пятидесяти музыкантов, носящих эту фамилию.
О Бахе-музыканте говорится много, но в основном о нем говорят его произведения. Здесь хотелось бы сказать несколько слов о личности Баха.
Из описания биографов Баха, вырисовывается образ живой и глубоко человечный, в котором Бах представляется истинным сыном своего времени и своей среды, но, прежде всего – сыном Бога, всей жизнью своей верно хранящим заповеди Его.
Описывая внешний вид Баха, когда ему было около 35 лет, многие отмечали, что «он производил впечатление человека высокого, широкоплечего, сильного. В нем было что-то от каменной глыбы, и когда он стоял среди людей, то казался больше их телом, хотя на самом деле лишь его сердце и дух были выше и сильнее, чем у остальных… Значительность была в самом его существе, а не в том, что он говорил – Бах был очень серьезен, спокоен и редко вел непринужденные беседы, да и то лишь с самыми близкими людьми.»
Его нельзя было назвать красавцем, «но в его чертах проявлялась вся сила его духа» У него был высокий лоб и большие выразительные глаза с немного нахмуренными бровями. «Взгляд его, казалось, был направлен вглубь, что производило временами таинственное, почти мистическое впечатление. Великодушие читалось в очертаниях его больших подвижных губ, в углах которых таилась улыбка. У него был широкий, квадратный подбородок, соответствующий массивной верхней части лица. Он сразу притягивал к себе взгляды людей, ибо что-то необычное чувствовалось во всем его существе, излучающем удивительное единство величия и смирения. Он осознавал свою силу, но то, что именно Он является ее носителем, было ему почти безразлично. Музыка – вот то единственное, что двигало им».
Биографы Баха отмечают, что это был человек благородный, чуждый суеты и гордыни, скромный и приветливый в общении. Он всегда жил по совести, был искренним и добросовестным во всяком деле, большом или малом. Существует надпись Андреаса Зорге, придворного органиста графа фон Ройса, которую он сделал на подаренном Баху сборнике своих маленьких клавирных пьес: « Великие музыкальные доблести Вашего Сиятельства еще более украшаются Вашей удивительной приветливостью и любовью к ближнему». Когда Баха спрашивали, в чем секрет его профессионального мастерства, он отвечал, что каждый, кто приложит столько усилий, сколько он, достигнет той же высоты. Ему казалось, что усердие, напряженный труд и набожность могут каждого поднять до его уровня.
Конечно, в своей жизни ему пришлось пережить немало трудностей и потрясений. Смерть любимой жены, детей, зависть и недоброжелательность, непонимание его творчества, наконец, конфликты с работодателями. Особенно, известен конфликт с ректором Томасшюлле в Лейпциге, в то время, когда Бах занимал пост кантора этой школы. Необходимо сказать, что должность кантора в те времена была весьма почетной, возлагала немалые обязанности и давала большие полномочия. В обязанности кантора входило проведение уроков музыки, преподавание латыни, а также исполнение функций инспектора по дисциплине в школе при храме св. Томаса. Не менее важной задачей была постоянная забота кантора об организации музыкальных торжеств в главных церквях Лейпцига и сочинение музыки для литургических торжеств годового цикла. Бах занимался этой работой с увлечением, особенно же сочинением церковной музыки. Но постоянные придирки со стороны школьного начальства привели Баха к мысли о перемене места жительства. Он даже написал своему другу юности Георгу Эрманну, который в то время являлся резидентом русского двора в Гданьске, с просьбой найти для него подходящее место в России. К счастью, вскоре ситуация в Томасшюлле изменилась к лучшему, по причине смены ректора школы.
Бах всегда был готов учиться у других. Всегда интересовался творчеством своих коллег, а также слушал игру знаменитых органистов. Его мечтой было встретиться с Генделем, чтобы взять у него уроки мастерства, однако, несмотря на обоюдное желание, эта встреча не состоялась. Это свидетельствует еще об одной черте Баха – его открытости. Дом Баха славился своим гостеприимством, его двери были открыты каждому ценителю искусства. Многие из учеников Баха жили в его доме, и с ними он щедро делился своими глубокими знаниями в области композиции и исполнительского мастерства. Для них он составлял правила композиции, иногда в довольно неожиданной форме, как, например: «Генерал-бас есть воистину основа музыки. Он исполняется обеими руками, так что левая рука играет написанные ноты, а правая добавляет диссонансы и консонансы, создавая приятную гармонию во славу Божию и достойное услаждение духа. Как и вся музыка, генерал-бас не имеет иной цели и назначения, как прославление Господа и отдохновение души. Если все это не принимается во внимание, то получается вовсе не музыка, а дъявольское треньканье и пиликанье».
Дом и семья для Баха были не менее важны, чем его творчество. Как муж, отец, глава семьи, он много работал, для того,чтобы прокормить своих детей и дать им образование, а всего их у него было двадцать. Несколько из них учились у отца и стали не менее известными музыкантами. Каждый ребенок был неповторимо дорог Баху потому, что он учился любить от отцовской любви Бога.
Бах был человеком верующим и глубоко религиозным. Уже два столетия Германия была лютеранской. Лютер, сам, будучи музыкантом, музыку ценил высоко. Он говорил: всем сердцем хочу прославлять величие Бога через музыку, которая вслед за Святым Писанием открывает людям Творца. Протестантский многоголосный хорал, своей богатой гармонией выражает радость человека от встречи с Богом, Его любовью и благодатью. В лютеранстве музыка стала выполнять еще одно предназначение: она была призвана обращать людей к идеям Реформы.
В творчестве Баха лютеранская идея нашла своё выражение. Бах говорил, что музыка должна прославлять Бога и пробуждать дух Божий в человеке. Он начинал новое произведение во имя Христа, прося у Него благословения и заканчивал работу прославлением Божьего величия. Набожный лютеранин, Бах постоянно изучал Библию. На полях библейского комментария он писал: «раздел этот - фундамент существования угодной Богу музыки». Бах любил ветхозаветный отрывок, в котором описывались иудейские торжества прославления Бога в Храме. Он писал: «Бог приходит в полноте своего величия всегда, когда звучит музыка в Его славу». Его музыка рождалась прямо из сердца, из его духовного глубокого и непостижимого, невидимого посторонним взглядом, невыразимого словами общения со своим Творцом. В глубине души, в самой сокровенной ее части он шаг за шагом, день за днем открывал любовь Бога к нему как сыну. Он, который рано потерял отца, очень ценил и трепетно склонялся перед этой непостижимой Божьей любовью. Он чувствовал, что эта любовь превосходит всякое человеческое понимание, но для него она становилась ослепительной реальностью, более реальной, чем весь окружающий мир.
В музыке он никогда не следовал какой-либо моде, но пробовал себя во всех формах и манерах музыкального творчества для собственного образования и развития. Он стремился постигнуть истинную суть музыки и ее строения и потому, чаще всего, был чужд своим современникам. Существует музыкальная характеристика Баха, где сказано об исполнительском гении Баха следующее: «Себастьян Бах был гением высшего порядка. Дух его был столь своеобразен, столь грандиозен, что для того, чтобы постичь его, понадобятся целые столетия. Он с одинаковым мастерством играл на любой разновидности клавесина, а на органе – да кто же с ним сравнится? Рука его была гигантских размеров. Например, он мог брать левой рукой дуодециму; а тем временем промежуточными пальцами играть фигурации. Он разыгрывал пассажи на педальной клавиатуре с непревзойденной точностью; он умудрялся так незаметно смешивать регистры органа, что завороженный слушатель, можно сказать, утопал в этом колдовском водовороте. Руки его были неутомимы, они выдерживали огромную нагрузку – целыми днями за органом! На клавире он играл с таким же мастерством, как и на органе, обнаруживая титаническую силу. Комический стиль был ему также привычен, как и серьезный. Он в одинаковой мере был и виртуозом и композитором. К тому же он был так изобретателен, что в этом ему просто нет равных, разве что его собственный великий сын. Все эти достоинства Бах сочетал еще и с редкостным педагогическим даром».
За исключением многочисленных камерных сочинений сочиненных в Кетене, большая часть музыки Баха создана для церкви. . Им создано множество духовных кантат на каждое воскресенье церковного молитвенного круга. Большинство текстов к кантатам написал Кристиан Хенрици, известный под псевдонимом Пикандер. Пикандер сочинил весь годовой цикл кантат «во славу Божию, во исполнение пожелания добрых друзей и в поощрение благочестия», а в предисловии к их изданию сделал надпись: « Я предпринял сие начинание с тем большей охотой, что льщу себя надеждой: быть может, недостаток поэтической привлекательности будет возмещен добродетельностью несравненного г-на капельмейстера Баха и песнопения сии будут петься в главных церквях благочестивого Лейпцига». Бах очень ценил слово, оно бесконечно много для него значило, если говорило о великом и прекрасном. Слова священного Писания или тексты хоралов будили в его душе потоки неведомой ранее музыки, непостижимой в своей красоте. Среди них грандиозные, величественные сочинения, в которых звучит бесконечное страдание Бога во спасение человека и вся слава воскресения до скончания веков: Страсти по Матфею и Иоанну, Месса си-минор, Рождественская оратория, Магнификат.
Последней песней композитора, лежащего на смертном одре был хорал «Пред троном, Господи, Твоим». В нем выражено все томление человеческого духа, устремленного к небесному свету вечности.
Можно сказать, что Бах был великим мистиком, он жил и работал, в присутствии Бога. Мечтой Баха было увидеть всех гениев искусства, служащих единому Творцу.
Рихард Вагнер назвал Баха величайшим чудом за всю историю музыки.
Фамилия "Бах" была известна в музыкальных кругах Германии с XVI века. Её представители жили и творили главным образом в Тюрингии. Одни из них были простыми уличными музыкантами, другие – органистами, канторами или капельмейстерами при дворах различных герцогов. Великий композитор Иоганн Себастьян Бах также был сыном городского музыканта, Амброзиуса Баха и двоюродным племянником достаточно известного в своё время Иоганна Кристофа Баха (1642-1703). Незадолго до смерти И.С. Бах оркестровал один из мотетов своего дяди.
Сыновья И. С. Баха также стали музыкантами, причем некоторые из них при жизни были более известны, чем отец.
Вильгельм Фридеман Бах (1710-1784), старший сын И.С. Баха, учился у своего отца в лейпцигской Томасшуле. Именно для старшего сына И.С.Бах написал первую "Клавирную книжечку". В.Ф. Бах виртуозно играл на органе, но имел бурный и даже беспутный характер, из-за которого часто оставался без работы. В музыке В.Ф.Баха элементы нового "галантного" стиля соседствуют с более старым барочным письмом, а повышенная экспрессивность – со схоластической ученостью. О незаурядном таланте этого композитора свидетельствуют многие его фуги, однако, остаётся впечатление, что его талант не реализовался в полной мере.
Карл Филипп Эмануэль Бах (1714-1788), известный как Бах "берлинский" или "гамбургский". По степени прижизненной известности превосходил всех представителей своего рода. Он пользовался всеобщим уважением, как автор обобщающего трактата о важнейших вопросах музыкальной эстетики и как крупнейший северогерманский композитор. Его творчество проникнуто духом чувствительности, характерной для немецкого искусства середины XVIII века. Музыка К.Ф.Э. Баха представляет собой связующее звено между барокко и классицизмом, под её сильным влиянием находились Й. Гайдн и Л. Бетховен.
Иоганн Кристоф Фридрих Бах (1732-1795) учился у отца, а также у своего родственника Иоганна Элиаса Баха. Служил придворным концертмейстером в Бюкебурге у графа Вильгельма фон Шаумбург-Липпе – одного из самых просвещённых вельмож Германии. Музыка И.К.Ф. Баха стилистически родственна венскому классицизму.
Иоганн Кристиан Бах (1735-1782) младший сын И. С. Баха. После смерти отца уехал в Италию, где перешёл в католическую веру и занял пост органиста Миланского собора. Тогда же И.К. Бах дебютировал как оперный композитор; его оперы-сериа ставились в Турине и Неаполе. В 1762 году И.К.Бах был приглашён в Лондон на должность композитора Королевского театра. Его оперы в Англии пользовались переменным успехом, однако он был оценён как педагог, и вскоре стал придворным учителем музыки. Творчество И. К. Ф. Баха оказало большое влияние на В. А. Моцарта.
|