Картина Веласкеса
|
Родригес де Сильва Веласкес (Rodrigez de Silva Velasquez) Диего (4 или 5 июня 1599, Севилья - 6 августа 1660, Мадрид - испанский художник, крупнейший представитель испанского барокко. Происходил из небогатой дворянской семьи. Учился в Севилье у Ф. Эрреры-Старшего и у Ф. Пачеко (1611-17), на дочери которого, Хуане Миранде женился в 1618. В 1617 получил звание мастера. Работал в Севилье и Мадриде, куда переехал в 1623, назначенный придворным художником, с исключительным правом писать портреты короля. Занимал различные должности при дворе Филиппа IV, вплоть до гофмаршала двора в 1652; в круг его служебных обязанностей, отнимавших много сил и времени, входила организация всех празднеств, приемов, убранство дворцовых покоев, а также пополнение королевских собраний произведениями искусства.
Превосходя современных ему испанских художников не только творческим диапазоном, но и смелостью и новизной художественных решений, Веласкес писал картины на жанровые, мифологические, исторические, религиозные сюжеты, портреты, пейзажи. test. Человек высокого нравственного благородства, он был назван современниками "художником Истины".
По официальной версии, Веласкес отправляется во второй раз в Италию для того, чтобы приобрести картины и античную скульптуру для королевской коллекции, сделать копии со знаменитых произведений искусства и найти художников для работы над фресками в Алкасаре. На самом деле он должен содействовать упрочению дипломатических отношений. К этому времени Веласкес - известный и почитаемый мастер. В Риме, где он обосновывается в июле 1649 года, уже побывав в различных городах, в том числе во Флоренции и в Неаполе, его благосклонно принимают при папском дворе. Новый папа Иннокентий Х Памфили, настроенный происпански, распахивает перед ним двери Ватикана и заказывает ему свой портрет, над которым художник работает с мая по июль 1650 года.
Вдохновленный образами, созданными в XVI веке Рафаэлем и Тицианом, в <Портрете папы Иннокентия X> (1650 г., Рим, Галерея Дориа) Веласкес передает вздорный характер понтифика, играя на контрасте с его высоким положением, которое художник подчеркивает чистыми и сверкающими тонами. и передает строптивый и недоверчивый характер папы, контрастирующий с его ролью, подчеркнутой насыщенными и сверкающими красками. Шедевр, удостоившийся комплимента от столь сложного персонажа, который награждает художника золотой цепью и папской медалью. Незадолго до этого Веласкес пишет своего раба-мулата Хуана де Пареху (Нью-Йорк, музей Метрополитен), запечатлев на смуглом лице вызывающий и гордый взгляд. Это великолепное произведение, выставленное 19 марта в Пантеоне Агриппы, произвело фурор среди римских друзей - так повествует биограф Паломино в 1724 году. Большой успех для художника, принятого в январе в авторитетнейшую Академию Св. Луки, а в феврале - в Конгрегацию виртуозов Пантеона. Ему позируют высокопоставленные сановники и фигуры меньшего масштаба из папского окружения от кардинала Астали Памфили до монсиньора Камильо Массими, от донны Олимпии Майдалькини Памфили, невестки папы и его вдохновительницы, до цирюльника по имени Микеланджело: целая портретная галерея.
Но уже в начале года король посылает несколько депеш, в которых требует возвращения Веласкеса в Мадрид, и, помня о <флегматичности> художника, просит своих посланников в Риме ускорить его отъезд. Веласкес медлит и активно занимается поиском картин во Флоренции, в Модене, в Венеции. Ему как будто совсем не хочется покидать Италию: что же его держит? Может быть, любовь к прекрасной женщине, ожидающей от него ребенка (который родится в конце 1651 года, после его отъезда)? Этой женщиной могла быть художница Фламиния Тривио, и, возможно, именно она послужила моделью для единственной дошедшей до нас ню работы Веласкеса - <Венеры с зеркалом>. В июле 1651 года художник возвращается в Мадрид с огромным количеством произведений искусства. Атмосфера при дворе несколько улучшилась после свадьбы Филиппа IV и совсем юной Марианны Австрийской, дочери Марии, умершей сестры короля, а также после рождения 12 июля 1651 года Маргариты. Монарх стремится вновь упрочить положение своего королевства, и в этой связи реорганизация Алкасара играет далеко не второстепенную роль. В работах принимает участие и Веласкес, а 16 февраля 1652 года Филипп IV назначает его на ответственную должность гофмаршала.Таким образом он оказывается на самом верху придворной иерархической лестницы, и в его обязанности входит управление всей дворцовой жизнью.
В последнее десятилетие своей жизни, с 1651 по 1660 год, Веласкес пишет в основном новые портреты королевской семьи, и некоторые в связи с бракосочетаниями.
Источник: spain-info.ru
|