|
Нил тянется на 6500 километров от Больших Африканских озер до Средиземного моря.
До XIX века не были известны его истоки; позже было установлено, что это река Ниаваронго — приток другой реки, впадающей в озеро Виктория. Нил течет на север через бескрайние лесистые и болотистые саванны. Слева в него впадают воды Бахр-эль-Газзала (Газельей реки), текущей из района Дарфура и Конго, а справа — воды рек Собат, Голубого Нила (Бахр-эль-Азрак) и Атбары, стекающих с высоких абиссинских плато. На известняковых порогах Саккара спокойное течение Нила переходит в водопады, затем он снова плавно и медленно течет к Средиземному морю, не принимая больше никаких притоков. Весь Египет — это северная часть долины Нила, протянувшаяся от Асуанского водопада до моря. От Асуана до руин Фив узкая долина стиснута двумя цепочками скалистых гор, но от Фив до Каира долина заметно расширяется.
Традиционный круиз по Нилу, вернее, по его небольшому отрезку от Асуана до Луксора или наоборот, от Луксора до Асуана, занимает обычно три-четыре дня. Всего по Нилу курсируют ок. 250 судов категории 3, 4 и 5*. Обычно это 4-5-палубные суда, на которых могут разместиться 400-700 туристов. Все каюты - стандартные, с окнами и удобствами. На пятизвездочных судах есть открытые бассейны, на многих - сауны и солярии, в кают-компании можно посмотреть телевизор. Пассажирам круизов предлагается трехразовое питание, которое входит в стоимость, напитки, за исключением чая и кофе за завтраком, нужно покупать самому. Вечером на всех судах работают дискотеки, время от времени организуются "арабские ночи".
ГОРОД ЛУКСОР - ГОРОД ДВОРЕЦ
Луксор - современный город в Верхнем Египте на восточном берегу Нила с населением 280 тысяч жителей. Это одно из самых посещаемых туристами мест в Египте, после Великих пирамид. Нынешний Луксор находится на месте, на котором некогда стоял город Фивы - блестящая столица Среднего царства Древнего Египта на протяжении многих веков.
Об этом древнем городе дошло немало исторических сведений. Известно, что сами древние египтяне называли свою столицу "Уасет". По реконструкции египтологов, в эпоху наивысшего расцвета Фив (чуть меньше, чем за 2 тысячи лет до н.э.) население города составляло свыше 500 тысяч жителей (!).
Немало написали о Фивах в более поздний период древние греки, прославившие богатство и красоту египетской столицы ("город, где богатые дома сокровища"). Гомер в IX песне "Илиады" называет город "Фивы стовратные", и упоминает, что "по тысяче колесниц выезжает из широких ворот". Позднее историки спорили по поводу метафоры Гомера: "стовратные Фивы". Дело в том, что археологи не смогли обнаружить каких-либо свидетельств того, что древние Фивы когда-либо были окружены городской стеной. Стало быть, и надобности в воротах тоже не было. В те времена египетские города (за исключением приграничных) не имели никаких крепостных укреплений. Судя по всему, "стовратными" Гомер назвал Фивы из-за огромного числа храмов, пилоны которых действительно выглядят как огромные ворота-башни, построенные из мощных каменных блоков.
Древние Фивы состояли из двух частей, разделенных Нилом: Города живых на восточном берегу и Города мертвых на западном. В Городе живых находились храмы, посвященные египетским божествам, дворцы правителей и знати, жилища горожан (гражданские постройки того времени не дошли до наших дней, поскольку древние египтяне не особенно заботились о жизни на этом свете и строили жилища из недолговечных материалов). В Городе мертвых на другом берегу Нила возвышались величественные поминальные храмы фараонов, в Долине царей и Долине цариц находились роскошные скальные гробницы членов правящей династии, поблизости располагались захоронения знати. Такое разделение города на две части предопределялось религиозными представлениями древних египтян***.
Разграбление города ассирийским правителем Ашурбанипалом в 627 году до н.э. положило начало его упадку. В эпоху Птолемеев он был полностью разрушен, так что ко времени римского владычества от него осталась лишь гора руин. Также как и с Мемфисом, исполнилось печальное пророчество. Так, Иезекииль сказал: "Фивы будут жестоко потрясены...".
Достопримечательности Луксора и Карнака.
К северу от Луксора находится поселение Карнак, которое сегодня является пригородом Луксора. Слово "Карнак" по-арабски обозначает "дворец". Так это место было названо потому, что из-под песка здесь проглядывали впечатляющие развалины, которые арабы сочли руинами древнего дворца. На самом деле это было то, что осталось от грандиозного и самого большого храма Древнего Египта, посвященного главному божеству Среднего и Нового царства - богу Амону***.
В наши дни этот храм называют Храмом Карнака***. Сейчас Карнакский храм расчищен от песка. Его территория занимает почти 40 га, многие постройки сохранились достаточно хорошо, так что вполне можно судить о том, как выглядел этот храм в древности. Основные постройки были совершены здесь по распоряжению фараонов двух династий, однако почти каждый правитель Фив на протяжении почти тысячи лет вносил свою лепту в украшение и строительство этого главного храма страны, чтобы заслужить покровительство Амона.
Основной ансамбль храма состоит из трех частей (такое построение характерно для большинства египетских храмов того периода):
1) Открытый двор, предваряемый Большими пилонами, куда при богослужении и совершении обрядов во время празднеств имел доступ и простой народ.
2) Крытый гипостильный зал с 134 огромными колоннами. Сюда имели право входа только знать и родственники правителя. Зал имеет длину в 102 м и ширину в 53 м, колонны достигают 23-метровой высоты. Капители колонн выполнены в виде раскрытых цветов папируса, их окружность наверху составляет около 15 м, так что на вершине колонны могли бы поместиться 50 человек. Это настоящий "лес из колонн", чьи размеры и игра светотени производят неизгладимое впечатление.
3) Святилище бога Амона, в которое имели доступ только верховный жрец и верховный правитель.
Во времена XIX династии 81 322 человека, в том числе жрецы, стражники, рабочие и крестьяне, работали на Храм Амона. Кроме того, в его строительство вкладывались доходы от многочисленных провинций, а также богатые трофеи, которые получал фараон от победоносных военных кампаний. Несколько фараонов сменили друг друга при возведении гипостильного зала: при Аменофисе III было воздвигнуто 12 колонн центрального нефа, поддерживающие архитравы; при Рамсесе I началось украшение храма, продолженное Сети I и Рамсесом II.
Храм Карнака: статуя Рамзеса II и колонны гипостильного зала
Храм Луксора, находящийся в 2,5 км южнее Храма Карнака - еще одна из основных достопримечательностей города. Этот храм, посвященный божественной супруге Амона - богине Мут - несколько меньше по размерам. С Храмом Карнака он соединен Большой аллеей сфинксов, на которой жрецы в древности проводили пышные церемониальные шествия (например, во время Опетского фестиваля). Большая аллея, по обеим сторонам от которой было установлено несколько тысяч изваяний сфинксов, до наших дней сохранилась плохо.
Кроме гипостильного зала были сооружены обелиски Тутмоса I (сегодня сохранился только один), 23 м высотой и весившие 143 тонны. Обелиск, воздвигнутый дочерью Тутмоса - Хатшепсут - был еще выше. Известно, что царица не скупилась на расходы; по хроникам той эпохи, она выложила на строительство столько много "мер золота, как если бы это были мешки с зерном". Карнакский комплекс включал еще священное озеро длиной 120 м, где, как писал Геродот, жрецы совершали ночные обряды. Сегодня озеро отражает руины храма, которые кажутся особенно величественными ночью, когда монументы освещаются на несколько мгновений "звукосветового" представления, воскрешающего былое величие Фив.
Храм Луксора древние египтяне называют "Южным гаремом Амона". Он имеет 260 м в длину; его строительство начал Аменофис II, продолжил Тутмос III и завершил Рамсес II.
Вход в Луксорский храм оформлен монументальным пилоном, построенным Рамсесом II. Фронтон пилона (длина - 65 м) украшен барельефами, представляющими военный поход Рамсеса II против хеттов, а также тексты знаменитой "Поэмы Пентаура", прославляющей военные подвиги фараона. Перед входом когда-то стояли два обелиска Рамсеса II. Сегодня остался лишь левый обелиск высотой 25 м; другой был увезен во Францию в 1833 году и установлен в центре площади Согласия в Париже. Вход обрамляют два колосса из розового гранита (высотой 15,5 м на постаменте примерно метровой высоты), представляющие сидящего на троне фараона. Первоначально еще 4 гигантские статуи из розового гранита, опиравшиеся на пилон, составляли компанию двум колоссам. Одна из статуй, должно быть, представляла царицу Нефертари, а другая, сильно поврежденная, еще стоит справа это Мерит-Амон, дочь Рамсеса II. Через этот торжественный вход можно попасть во двор Рамсеса II, украшенный двойным рядом колонн с папирусовидными капителями, между которыми помещаются осирические статуи. Во дворе есть еще небольшой храм Тутмоса III, состоящий из трех молелен, посвященных триаде Амон - Мут - Хонсу. И, наконец, величественная колоннада длиной в 25 м ведет во двор Аменофиса III, окруженный с трех сторон двойным рядом папирусообразных колонн - настоящим окаменевшим лесом, производящим весьма внушительное впечатление.
Внешний вид храма также очень интересен. На наружную стену выходят многочисленные боковые молельни, стены которых декорированы сценами религиозных церемоний, а также сценами сражения с войском сирийцев и хеттов. У одной из сторон были обнаружены остатки зданий военного лагеря римлян.
ЗАПАДНЫЙ БЕРЕГ - НЕКРОПОЛЬ ФИВ
На Западном берегу Луксора располагался Город мертвых, некрополь Фив.
Долина фараонов
В отрогах Ливийских гор находится уединенная долина, которую фиванские правители, начиная с XI династии избрали местом царских захоронений.
Дело в том, что в период Среднего царства фараоны решили отказаться от строительства гробниц в виде пирамид. Пирамиды не смогли уберечь захоронения фараона от разграбления. Все древние захоронения к тому времени были полностью разграблены. Поэтому было принято решение: хоронить усопших правителей в тайных, вырубленных в скалах гробницах, и для сохранения тайны строить поминальные храмы фараонов не в едином комплексе с гробницей (как в заупокойных комплексах Гизы), а совершенно в другом месте. Это решение нарушало 1700-летнюю традицию.
Первую гробницу в Долине построил для своего суверена зодчий фараона Тутмоса I. По одной из версий, выбор именно этой долины, как места захоронения, был определен тем, что над Долиной возвышается горный массив пирамидальной формы. А в этом уже прослеживается определенная традиция.
Попытки уберечь мирный сон усопших фараонов от посягательств грабителей с помощью строительства тайных гробниц не удались. Все гробницы Долины (за исключением гробницы Тутанхамона, открытой английским археологом Говардом Картером) были разграблены еще в древности. Так, например, жрецы осуществляли перезахоронение фараона Рамсеса III трижды!
Пример: почти все обитатели арабской деревни Гурнах жили за счет торговли антиквариатом, похищенным из гробниц. Ограбление могил уже с XIII века до н.э. стало своего рода профессией, передаваемой от отца к сыну.
Так, с помощью семейства Абдулы Расула (профессиональных грабителей гробниц) удалось сделать большое археологическое открытие. Эта арабская семья несколько веков хранила в тайне местоположение гробницы, содержимым которой оно пользовалось как своей собственностью. В 1881 году семья попала в поле зрения исследователей и полиции. Когда в гробницу, наконец, попали египтологи, они не поверили своим глазам: в ней находились 36 саркофагов (!) с мумиями фараонов. Как выяснилось позже, это братское захоронение было сделано в конце Нового царства: жрецы перезахоронили в одном месте фараонов разных династий из разграбленных гробниц. Даже сами имена легендарных фараонов древности привели в трепет исследователей: Амос I, Аменофис I, Тутмос III, Рамсес II, и др. Их мумии в то время считались утраченными.
Сейчас в Долине фараонов открыто более 65 гробниц. Около 20 гробниц доступны для туристов. И хотя археологи время от времени заявляют, что Долина настолько хорошо изучена, что никаких новых находок в ней не ожидается, здесь периодически случаются достаточно важные открытия.
Даже учитывая, что великолепная утварь усопших правителей Древнего Египта разграблена, посещение гробниц производит колоссальное впечатление: вырубленные в известняке погребальные камеры и галереи, которые тянутся иногда на сотни метров, барельефы и фрески, не потерявшие своей яркости на протяжении тысячелетий - все это может рассказать очень многое о религиозных представлениях древних египтян.
Колоссы Мемнона - две исполинские сидящие фигуры высотой 20 м, которые находятся на равнине между берегом Нила и горным кряжем, в котором скрыта Долина фараонов.
В древности колоссы называли "поющими", поскольку во время заката эти изваяния издавали протяжный тонкий звук. Этот загадочный феномен проявился еще в древности, после землетрясения, которое повредило правую фигуру. О "пении" Колоссов упоминали такие знаменитые историки как Страбон, Павсаний, Тацит, Лукиан и Филострат. По версии современных ученых, феномен пения имел вполне естественную основу. Звуки возникали от вибраций, происходящих на поверхности излома под действием тепла первых солнечных лучей на остывший за ночь камень.
Многие народы совершали паломничество к загадочным изваяниям. В римскую эпоху Колоссов решили "подремонтировать", после чего феномен пения навсегда исчез.
Древние греки назвали на свой лад эти изваяния "Колоссами Мемноса" и окружили их своими, греческими сказаниями. Греческие поэты сочинили красивую легенду. Они утверждали, что "поющий камень" изображает Мемноса, мифического сына Авроры и Тифона - царя Египта и Эфиопии. Посланный своим отцом на помощь троянцам, осажденным ахейцами, Мемнос прославился, убив в сражении Антилоха, сына Нестора; но и он, в свою очередь, погиб от руки героя данаев Ахилла. Аврора в слезах умолила всемогущего Зевса воскрешать ее сына хотя бы на одно мгновение каждый день. Так, каждое утро, когда Аврора ласкает своими лучами сына, он отвечает своей безутешной матери протяжным жалобным стоном...
В действительности же, нужно отметить, что легендарные Колоссы изображают фараона Аменофиса III. Гигантские статуи первоначально входили в ансамбль поминального храма этого фараона и были установлены перед главными пилонами. Сейчас от этого храма не осталось и следа (даже сами руины были растащены местным населением и использованы в современных постройках), однако удивительные Колоссы до сих пор возвышаются недалеко от дороги, ведущей в Долину Фараонов посреди полей сахарного тростника.
Храм царицы Хатчепсут - один из прекрасных образцов архитектуры Нового царства.
Царица Хатшепсут (1503-1482 до н.э.) - женщина-правитель из XVIII династии, правившая страной почти 23 года. Ее правление не было освящено традицией, поскольку женщина, пусть и царской крови, не имела права единолично занимать трон. Законный наследник, который был коронован после смерти Хатшепсут как фараон Тутмос III, был на протяжении всего правления Хатшепсут насильно отстранен от государственных дел.
На троне Хатчепсут сполна проявила свою женскую природу. Ее время было отмечено расцветом культуры и искусств. Было построено огромное количество новых храмов и монументов и восстановлено множество старых.
В качестве своего поминального храма царица приказала своему архитектору Сененмуту построить величественное сооружение у подножия Ливийских гор, неподалеку от Долины фараонов.
Этот храм выделяется своей необычностью из всего, что строилось до и после Хатчепсут. Он как бы вырастает из горного кряжа и состоит из четырех уровней-террас, украшенных строгими колоннами. Наверх, где когда-то было святилище храма (до наших дней не сохранилось), ведет широкий церемониальный пандус.
Необычность архитектуры объясняется документами того времени и изображениями, помещенными на стенах храма. Царица Хатчепсут прославилась своими мирными делами - она построила флот (в том числе и на Красном море) и поощряла торговлю с заморскими странами. Одним из важных событий ее правления была морская экспедиция в страну "Пунт" (Сомали, по др. версиям - Палестина). В одном из текстов Хатчепсут заявляла, что она построила "свой Пунт" - храм. Таким образом, возможно для постройки храма Хатшепсут использовала как образец архитектуру заморской страны.
Описанию торговой и исследовательской экспедиции в страну Пунт посвящено немало барельефов храма.
Как это часто бывало в те времена, храм Хатшепсут - это не только архитектурное сооружение. Это еще и своеобразный «пропагандистский комплекс«, прославляющий деяния фараона. Помимо этого, барельефами на стенах храма Хатшепсут пыталась убедить подданных в своем праве занимать трон, в своем божественном происхождении. На сохранившихся изваяниях можно увидеть, что царица представлена со всеми мужскими атрибутами царской власти (включая накладную бороду и мужское одеяние).
Когда после смерти Хатчепсут законный наследник Тутмос III наконец-таки занял трон, то он распорядился повсеместно уничтожить изображения Хатшепсут и стереть ее имя с памятников. В первую очередь, пострадали барельефы и статуи храма Хатшепсут.
Слева от храма Хатчепсут находятся развалины заупокойного комплекса фараона Ментухотепа I, который жил почти за 500 лет до Хатшепсут и был основателем Среднего царства и родоначальником XI династии. Его храм плохо сохранился. Эта постройка, которую можно осмотреть с террасы храма Хатшепсут, была примечательно тем, что сочетала в себе архитектурные принципы Древнего и Среднего царств - храм представлял из себя храм, вершину которого венчала небольшая пирамида.
ЭСНА
Сегодняшняя Эсна - это арабский городок, почти поселок. О былой славе этих мест говорят лишь немногочисленные памятники Древнего Египта. В древности Эсна была столицей III нома (провинции) Верхнего Египта. Древние греки, которые с большим интересом путешествовали по Египту, как только границы этого загадочного государства были приоткрыты для иностранцев, называли этот город Латополисом, так как жители этих мест поклонялись священной рыбе Лато. Многочисленные мумии Лато были найдены здесь в священных гробницах.
Большой интерес для посетителей представляет единственный сохранившийся в Эсне храм, посвященный богу Хнуму.
Храм был построен в период правления XVIII династии. В последствии он был восстановлен в прежнем величии в эпоху Птолемеев. Гипостильный зал (33х18 м, 24 колонны, высотой 13,5 м) практически не поврежден. Особый интерес представляют разнообразные цветочные мотивы на капителях колонн.
Пилоны храма (фронтальная часть) украшены достаточно просто - барельефами с традиционными мотивами: фараон поражает палицей многочисленных врагов, фараон совершает подношение богам.
ЭДФУ
Городок Эдфу, расположенный на восточном берегу Нила южнее Луксора, известен своим великолепным храмом. Здесь расположен храм, посвященный богу Хору (в др. транслитерации - Гору) - божеству, изображавшемуся в виде сокола.
Интересен храм не какими-либо архитектурными изысками, а, напротив, тем, что это самый обычный для своего времени храм. Это настоящий подарок для исследователей - храм дошел до нас без значительных разрушений. Сохранились потолочные перекрытия, внутреннее убранство храма. По нему можно судить, как строились и были спланированы остальные древнеегипетские храмы, как они освещались. Наконец, при небольшой доле воображения, можно представить, какой была атмосфера этого культового сооружения.
На месте Эдфу в древности находилась столица II нома Верхнего Египта.
Храм Хора был воздвигнут в период Птолемеев на месте, как это часто бывало, более древнего храма, который существовал еще при Тутмосе III. По своим размерам это второй после Карнакского храм Египта: 137 м длиной, с пилоном высотой 36 м, лицевая сторона которого составляет 79 м.
Вход охраняют две величественные статуи из черного гранита. Они представляют бога Хора в образе сокола: имя бога действительно происходит от слова "хр", что значит "сокол". Позади статуй высится пилон храма, украшенный огромными рельефными фигурами Хора и Хатхор. Каннелюры, видные с каждой стороны портала, некогда служили для закрепления древков знамен.
Внутри святилища можно еще полюбоваться хорошо сохранившейся прекрасной дарохранительницей из серого гранита - монолитом четырех метров высотой. Как указывает надпись, она была создана в эпоху Нектанеба II (360 г. до н.э.). Прежде чем войти в храм, интересно посмотреть его так называемый "маммиси", построенный при Эверджете II. На языке коптов это слово означает "место родов". Считалось, что здесь Хор символически возрождается каждый день. Вот почему в древности беременные женщины и женщины, мечтающие о ребенке, со всего Египта съезжались сюда за покровительством и благословением.
КОМ-ОМБО
Расположенный между Эдфу и Асуаном Ком-Омбо — это бывший Па-Себек, то есть "дом Себека", бога-крокодила, который почитался еще в додинастический период. В Ком-Омбо находятся величественные руины храма, планировка которого считается единственной в своем роде: это на самом деле двойной храм, образованный из двух соседних храмов. Правый храм посвящен Себеку, богу плодородия, который считался также творцом Вселенной; левый храм посвящен Хароэрису, иначе говоря "Великому Хору", солнечному богу войны. Этот храм был перестроен Птолемеями, которые в очередной раз полностью переоборудовали древний храм, воздвигнутый при Тутмосе III. Оба храма были обнесены общей стеной с двумя порталами, выходящими на Нил. В гипостильном зале — три ряда колонн; центральный ряд оригинальным образом делит храм на два святилища.
ФИЛЕ, АСУАН
Филе - небольшой остров на Ниле южнее города Асуан. Этот островок еще в древности славился величественным храмом, посвященным богине Исиде. Толпы паломников стекались сюда в древности со всего Египта.
Современная история храма была непростой. В 1904 году ниже по течению, на первом нильском пороге, была построена плотина, с помощью которой египетское правительство пыталось укротить сильные разливы Нила. Остров Филе вместе с расположенным на нем храмом Исиды оказался полностью затопленным. Лишь в августе, когда приоткрывались шлюзы плотины и уровень воды падал, храм вновь ненадолго оказывался на поверхности. И уже не паломники, а толпы современных туристов ожидали возможности увидеть этот прекрасный храм. Однако, длительное пребывание под водой способствовало быстрому разрушению храма.
При строительстве Асуанской плотины в конце 60-х годов было принято решение разобрать храм и перенести его на 150 метров севернее, на остров Эджелика, где бы он оставался на поверхности круглый год. С величайшей тщательностью это и было сделано.
Культ Исиды на острове Филе восходит к глубокой древности. Традиция требовала, чтобы по крайней мере раз в год каждый египтянин совершил сюда паломничество. Филе - самый маленький из трех островов, которыми заканчивается на юге группа скал, образующих первый порог: он имеет около 400 м в длину и 135 м в ширину. Монументальный ансамбль святилища богини находится на юге острова: древние египтяне верили, что чудодейственный, благодатный разлив Нила начинался в этом месте. В 535 г. н.э. после того, как римский император Юстиниан завершил христианизацию Нубии, епископ Феодор превратил храм в церковь Святого Стефания. Южная оконечность островка занята так называемым павильоном Нектанеба I. Это огромные колонны, поддерживающие массивное перекрытие недалеко от места, где причаливали корабли. Нектанебу I мы обязаны также сооружением первого пилона храма Исиды. В более позднее время нижняя часть пилона была украшена большой композицией, представляющей фараона Птолемея XIII, повергающего врагов с помощью богини Хатхор и бога Хора.
В Асуане туристы осматривают местную достопримечательность - огромную плотину, построенную в 60-е годы при содействии советских специалистов. Однако большего внимания заслуживают мавзолей Агахана, главы мусульманской секты исмаилитов, и развалины Коптского христианского монастыря Св. Симеона, основанного в VI веке.
АБУ-СИМБЕЛ
В 320 км от Асуана на землях Нубии высится самое прекрасное и необычное сооружение величайшего фараона Египта Рамзеса II: Абу-Симбел. Посвящался этот храм триаде богов Амон-Ра, Хармакису и Птаху, но на деле он был построен исключительно для прославления и увековечения памяти его создателя - Рамзеса II Великого.
Этот храм с высотой фасада 38 м по фасаду и 65 м в глубину был полностью высечен в скальном массиве. Сохранилось имя архитектора и начальника работ, под руководством которого десятки тысяч рабочих возвели в отдаленном уголке нубийской пустыни этот грандиозный памятник. Его звали Пиаэй (его имя написано в интерьере храма).
Фасад храма поражает воображение: перед ним находятся четыре исполинские статуи изображающие сидящего на троне фараона (20 м высотой, голова - почти 4 м в диаметре). Эти фигуры представляют собой символ мощи фараона. Как архитектурное решение, они выполняют роль колонн, которые поддерживают фасад. Вслед за каменотесами и скульпторами за дело принялись художники, но время полностью стерло росписи, выполненные при Рамзесе.
Пройдя между исполинами, можно попасть в самые недра горы, где находятся внутренние залы храма. Здесь можно осмотреть высокий зал с колоннами в виде фараона в позе Осириса (руки с атрибутами царской власти скрещены на груди), на которых местами сохранилась оригинальная роспись. На стенах - барельефы, прославляющие победы фараона над врагами: хеттами, ливийцами, эфиопами. В самой глубине горного массива находится святилище, где помещены статуи триады богов, которым посвящен храм, и статуя самого Рамзеса. Именно здесь происходит так называемое "солнечное чудо", которое повторяется каждый год и является свидетельством того, насколько точными были в своих расчетах древнеегипетские архитекторы. Только 21 сентября, в день коронации Рамзеса, в 5 часов 58 минут луч восходящего солнца проникает через весь коридор длиной 65 м и ненадолго освещает статуи Амон-Ра и Рамзеса II. Через несколько минут луч перемещается на изваяние Хармакиса, а затем исчезает. Примечателен факт, что свет никогда не попадает на статую Птаха - бога тьмы.
Пентаур, придворный поэт Рамзеса II, сочинил о походе царя в Сирию длинную поэму, иероглифический текст которой выгравирован не только здесь в Абу-Симбеле, но и на стенах гигантских дворцов Карнака и Луксора. Это прекрасный литературный памятник, дающий представление о целом жанре, который должен был призван без меры превозносить подвиги фараонов. Во время долгих битв с хеттами, повествует поэма, Рамзес показал своим войскам пример воинской доблести. Однажды фараон попал в засаду и был окружен вражеской армией. Рамсес остался один перед лицом превосходящих сил неприятеля, у которого было больше двух тысяч военных колесниц (!). Божественный Рамзес бросился в гущу неприятеля, повергая их одного за другим. Итог битвы подвели подоспевшие с опозданием соратники фараона: "О Рамсес, неустрашимое сердце, ты один сделал больше, чем целая армия. Перед твоим победоносным мечом склонилась страна хеттов!.. Нет тебе равных в день битвы, когда ты сражаешься за свой народ!.." Меж строками эпопеи проглядывает историческая роль Рамзеса II.
Другой интересный факт из биографии Рамзеса II, строителя Абу-Симбела: рядом со своим храмом он приказал построить храм меньших размеров (длиной около 10 м), посвященный своей жене Нефертари: в Египте ни одна супруга фараона никогда не была изображена на фасаде храма, только жена Рамзеса II удостоилась этой чести.
В наше время храм Абу-Симбел стал как бы вызовом зодчих фараона инженерам всего мира, которым предстояло спасать его от затопления водами Нила. Опасность затопления возникла во время строительства Асуанской плотины в середине 60-х годов. Юнеско немедленно назначила две комиссии по изысканию средств для спасения монументов. Но задача была не из легких как из-за особенностей конструкции храмов, так и из-за характера материала, из которого они были высечены.
Окончательно остановились на шведском проекте, который предполагал срез скального массива, нависшего над храмами, распиливание храмов на блоки и последующее воссоздание их на площадке, расположенной на более высоком месте. Прежде всего в скале просверлили 17 000 отверстий, в которые закачали смолистый состав, чтобы укрепить структуру камня: понадобилось 33 тонны этого состава и столько же железных стержней, чтобы камень не раскрошился. Когда воды Нила начали подниматься (а они поднимались гораздо быстрее, чем предполагалось), были предприняты неимоверные усилия для завершения операции по отделению и перемещению храмов. Монументы были распилены на 1036 блоков средним весом по 30 тонн каждый, а также 1112 блоков, вырезанных из скалы, окружавшей храмы.
Первый блок из этого огромного числа был поднят 21 мая 1965 года. Так началось самое фантастическое предприятие по демонтажу и реконструкции, какое когда-либо переживала археология. Одновременно, на 90 м выше прежнего уровня, воссоздавался заупокойный комплекс Рамсеса и Нефертари. Но вскоре стало очевидно, что просто восстановить храмы было невозможно, так как тяжесть искусственной скалы, построенной наверху, превратила бы их в пыль. Тогда сделали два гигантских купола из армированного бетона, которые поглощали давление горы и таким образом защищали святилище. Эти купола были затем укреплены насыпью, с тем чтобы песок и пыль заполнили стыки. Перемещение храма едва успели закончить: в конце лета 1965 года воды Нила затопили место, где когда-то стоял храм.
Современным инженерам удалось даже сохранить ориентацию храма на солнце, так что "солнечное чудо" по-прежнему повторяется каждый год.
Источник: tour.yandis.ru
|