фото webs.israelsp.ru
|
Повернув по шоссе в долину Арбель, следует ехать медленно. Ведь согласно традиции, связанной с этим местом, именно здесь объявится Мессия Менахем Бен-Амиэль и здесь встретится с Ильей-пророком и мудрецами Израиля. Намек на эту традицию мы находим в Иерусалимском Талмуде: "Однажды крестьянин пахал землю в долине Арбель. Вдруг замычал бык. Проходящий мимо араб услы- шал рев быка и сказал: "Иудей! Иудей! Распряги своего быка, распряги свой плуг, ибо Храм разрушен!" Спустя некоторое время бык снова заревел. И сказал тот араб: "Иудей! Иудей! Впряги своего быка в свой плуг, ибо родился царь-Мессия!" Спросили: "Как Мессию зовут?" Сказал: "Менахем... Из царской столицы - еврей- ского Бейт-Лехема".
По пути осматривая и изучая все, что нас окружает, мы въезжаем в село Хиттим. Еще в 19 веке евреи пытались здесь обрабатывать землю. Рав Хаим Элиэзер Вакс рассказывает, что в 1876 году купил "три сада в селе Хиттин" и посадил там сотни деревьев этрога (плоды лимона - цитрона, употребляемые по традиции на праздник Суккот). Спустя 10 лет газета "ха-Мелиц" рассказывала о 13000 деревьев этрога в угодьях Элиэзера Вакса. Несмотря на такое удачное начало в прошлом веке, Керен ха-Кайемет купил здесь земли, поселенцы пытались осесть на них, но безуспешно. Места эти покидались много раз. В 1914 году сюда приехала группа из Лодзи (6 человек). В 1924 г. религиозные поселенцы заложили мошав Хиттин. В 1937 году здесь организацией "Жнец" ("ха-Коцер") было заложено постоянное поселение - мошав Кфар-Хиттим.
По пути в мошав Арбель мы тут же въезжаем на место древнего поселения. Здесь после разрушения Второго Храма поселилась группа коэнов из "молитвенных стра- жей Храма", вернее одна из таких групп: "стражи Иегошуа". Выходцем отсюда является Питай Арбели, который был председателем верховного суда (ав бейт-дин) в эпоху "зугот" (зугот - пары: два рава, стоящие во главе иудейской общины). Питаю Арбели принадлежит знаменитый афоризм: "Удались от злого соседа, не связывайся с грешником и не теряй присутствия духа при погроме".
О развалинах этой синагоги свидетельствуют описания путешественников, побы- вавших тут много веков назад. Путешественник Шмуэль Бен-Шимшон пишет в 1210 году: "Поднялись в Арбель, и там большая синагога Нитая Арбели". Раньше обычно указывали на находящиеся недалеко от синагоги могилы - дочери и двух сыновей праотца Иакова - Дины, Леви и Шимона. В другой могиле - считали
- похоронен Сет, сын первого человека на земле - Адама. И об этом рассказывает Шмуэль Бен-Шимшон: "Близко к Арбелю - три колена детей Иакова, дочери его Дины, и около троп, где гонят скот, вырос мирт, и никому не дано сорвать с него ветвь, ни иудею, ни измаильтянину, ибо будут наказаны. И недалеко место другого праведника. И по канаве течет вода над этим местом, покрытым прахом, и вода падает в некое подобие ямы. И говорят, что здесь могила Сета (Шета), сына Адама".
Гуляя среди развалин, мы встретим колонны, которые окружали синагогу. Обычно вход в синагогу с южной стороны - в сторону Иерусалима. В Арбеле вход через восточную стену, а в южной стене - ниша. Британские исследователи 19 века считали, что эта ниша - часть мечети, которая была построена на развалинах синагоги. Сегодня, после тщательного изучения, ясно, что здесь было несколько этапов строительства. На одном из этапов построили постоянное место для Ковчега Завета в нише (алькове), обращенной к Иерусалиму. Синагога же построена, как и другие древние синагоги,- в стиле базилики - внутреннее пространство которой ряды колонн разделяют на три параллельных продольных зала: большой зал и два малых по сторонам.
Скальные утесы, которые мы видим на снимке, обступают ручей Арбель. В них много пещер и строений - экскурсия по ним сама по себе очень интересна.
Источник: webs.israelsp.ru
|