|
Еврейское название места Кфар-Нахум, т. е. деревня Наума, которое находится в северной части озера Кинерет. Довольно большой еврейский поселок стоял на старой дороге из Сирии в Египет, здесь находилась римская таможня и гарнизон на границе между владениями Ирода Антиппы и Филиппа.
Поселок стал центром проповеднической деятельности Иисуса. В местной синагоге произошло изгнание нечистого духа и излечение от горячки тещи Симона (Матфей 8:14,15). Здесь он проповедовал свое учение.
Жители Капернаума не приняли Иисуса и выгнали его из синагоги. За это город был проклят и уподоблен Содому. В последнее время центральная часть Капернаума тщательно раскопана. Многие находки хранятся в самых различных музеях мира, а здесь остались в основном части внешнего оформления здания синагоги, самой большой из всех найденных в Галилее. На одном из ее портиков есть изображение здания с двумя кругами снизу, возможно, колесами, а в геометрические узоры украшений вплетаются звезды Давида, хотя тогда, видимо, они не имели никакого смыслового значения, как сейчас.
Церковь св. Петра находится на колоннах, поднятых над остатками византийской церкви, которая стоит на том месте, где, по христианской традиции, был дом Симона Петра. Действительно, здесь есть остатки жилого строения, бывшего частью так называемой «инсулы».
И древний дом, и византийская церковь, и современная церковь св. Петра в стиле модерн имеют в плане правильный восьмиугольник. Раскопки под современной церковью имеют три уровня: первый — инсула, датируемая 1 в. до н. э. — 4 в. н.э., второй — первая византийская церковь domus ecclesia, и третий — оптагональная византийская церковь 5 в. Рядом возвышаются стены огромной синагоги 4 в., построенной, по христианской традиции, на остатках синагоги, где проповедовал Иисус. Синагога ориентирована на восток. По размерам она значительно больше церквей того же периода, хотя построена в виде типичной двухэтажной базилики.
В руинах отчетливо видны признаки наличия по крайней мере еще одного этажа. Колонны базилики построены в типичной для еврейской архитектуры того периода форме — сдвоенные под углом так, что в поперечном разрезе похожи на сердце. Все здание построено не из местного вулканического камня, а из больших белых квадратных, хорошо обработанных доломитовых блоков, которые привозились явно издалека. Пол выложен квадратной плиткой. Двери синагоги находились со стороны Иерусалима, внутри нет никаких намеков на «биму», нет и апсид. Все это говорит, что данная синагога относится к типу «ранних».
«Поздние», как правило строились из необработанных камней местного происхождения и имели мозаичный пол. Двери в таких синагогах делались «напротив» Иерусалима и они имели биму и апсиды. С внешней стороны стены выступают квадратные рельефные колонны, напоминающие архитектуру Храма. С западной стороны также видны остатки лестницы, которая вела на второй этаж. Есть ряд признаков, говорящих о том, что эта синагога построена на остатках более старой. Видны части старого стилобата, основания стены более старого здания идут под углом так, что более старый пол имел наклон, а в новой синагоге пол выровнен.
Синагога, очевидно, была огромной, очень дорого украшенной, под ее полом найден клад, содержавший 13 тыс. византийских монет конца 4-го — начала 5 в. Возникает вопрос: почему синагога была больше церкви и лучше украшена? Возможно, что это была не синагога, а общественное городское здание, возможно, в одном здании одновременно находились синагога и церковь. Возможно, римский император Юлиан-вероотступник специально построил эту синагогу в период с 360 по 362 г., когда он отличался большой любовью к евреям, называвшим его «героем». Может быть, такая большая красивая синагога была построена из паломнических, туристических соображений специально по форме «ранней», в которой проповедовал Иисус.
Над Капернаумом высится гора высотой 125 м над уровнем Киннерета. Христианский мир знает её под названием горы Нагорной проповеди. Ещё её называют горой Блаженства. Теперь на горе стоят францисканская церковь и монастырь.
|