|
Заповедник Тимна находится в 35 км севернее Эйлата. Парк, названный по имени эдомитского клана, происшедшего от второй жены Элифаза, одного из родственников Исава, содержит целый ряд геологических, археологических и природных достопримечательностей.
Территория заповедника представляет собой небольшой кратер, сложенный из самых различных пород — вулканических, магматических, осадочных и песчаников различных цветов. Эрозия создает из подручного материала то каменного сфинкса, то гриб-сморчок, то боровик. Самая знаменитая и величественная естественная эрозионная скульптура — столбы Соломона, названные так, видимо, из-за своей грандиозности, а еще потому, что царь Соломон бывал здесь и активно использовал природный потенциал Тимны. Впрочем, еще до царя Соломона люди древних племен открыли возможности и богатства этого природного уникума. Более 4 тыс. лет тому назад, в позднебронзовый период мидианиты добывали и обрабатывали здесь песчаник, богатый содержанием меди. За мидианитами пришли древние египтяне, которые использовали оазис не только для горнорудных разработок, но и как свой военный передовой пост.
От них осталось множество копей, из которых добывали медьсодержащий песок, как открытого, так и закрытого типа, со входами-скважинами и системой воздухоснабжения. Закрытые разработки велись во времена царя Соломона. Спускались в эти скважины в распор, упираясь в небольшие ступени, вырубленные в стенах колодца. Самая глубокая такая скважина — из найденных — опускается под землю на 37 м, а протяженность самого длинного подземного хода — более 200 м. Правда, некоторые учёные ошибочно предполагают, что закрытые копи принадлежали древним египтянам, а открытые относятся к еще более древнему периоду — халколиту, за 4 тыс. лет до н. э.
Археологические раскопки, проводившиеся под руководством Бена Ротенберга в период между 1959 и 1969 г., свидетельствуют, с другой стороны, о том, что ковкий металл добывался здесь уже 6 тыс. лет назад. Видимо, именно от этих, самых древних людей в Тимне, и остались наскальные рисунки, изображающие охоту и войну, животных и людей на колесницах. На карте парка место, где находятся рисунки так и называется — «колесницы». Недалеко от одного из каменных «грибов» в высохшем русле вади Нехуштан найдены остатки поселения, скорее всего, египетского периода, которое называется Хурват Тимна. Здесь не только руины жилых домов, но и множество следов производственных помещений, в которых выплавляли и обрабатывали медь — домны и печи, каждая закладка которых составляла примерно 5 кг породы, а сам процесс продолжался 10—12 часов. Найдены остатки складов, в которых хранились инструменты и провизия, и руины языческого святилища с жертвенником и идолами.
Рядом с огромными впечатляющими Соломоновыми столбами, с противоположной стороны песчаного холма, сохранились руины двойного египетского храма верховной египетской богини по имени Хатхор или Хатор и богини Земли. Здесь также было найдено довольно много ритуальных предметов, инструментов и надписей египетскими иероглифами 14 -11 вв. до н. э. Самые интересные находки из Тимны сегодня выставлены в Музее Израиля в Иерусалиме в специальном зале, который называется Бейт Нехуштан.
В период объединенного израильского царства, когда Соломону удалось расширить свою империю до небывалых пределов, евреи также добывали здесь медь, но и не только. Дело в том, что здесь, в Тимне — единственное место на земном шаре, где нашли уникальный полудрагоценный камень, международное название которого «эйлатский камень». Эта порода представляет собой естественный, природный сплав двух обычных полудрагоценных камней, которые встречаются в десятках мест на Земле малахита и лазурита.
Под действием температуры и давления земной магмы, здесь они сплавились в одну породу, которая обладает свойствами и цветами сразу двух этих минералов. Царь Соломон, очевидно, добывал здесь эйлатский камень и пополнял этим свою казну. После смерти Соломона, когда евреи перестали контролировать территорию Южного Негева, добыча камня прекратилась и возобновилась только в наши дни. Сегодня в Эйлате есть ряд фабрик, которые обрабатывают и продают изделия из этого камня. Однако его запасы уже практически подошли к концу, приходится обрабатывать все больше и больше пустой породы и, говорят, через пару лет обработка этого уникального минерала прекратится совсем.
|