|
Царь Ирод, правил с 37 по 4 год до н.э. Это был один из самых жестоких царей Иудеи. Его дед и бабка, вместе с другими побежденными идумеями (кочевые племена на юге Израиля), были принудительно обращены в иудаизм Гирканом I в 125 г. до н.э. Свое правление Ирод начал с жестокой борьбы за власть с законными наследниками престола Хасмонеями, используя военную силу своих покровителей, римских императоров. Еще одним его оружием в этой борьбе были: интриги, клевета и убийства. Ирод уничтожал не только чужих, но и близких ему людей.
Так, уже, будучи полновластным царем, Ирод обратился с просьбой к императору Августу: разрешить казнь собственного сына Антипатра, заподозренного в заговоре. Антипатр был римским гражданином, согласно закону Римской империи, ни одна казнь римского гражданина, не могла состояться без личного разрешения императора. Император Август разрешил, но при этом заметил: «Лучше быть свиньей Ирода, чем его сыном».
Когда Ирод не занимался интригами и убийствами он очень продуктивно строил: именно ему удалось осуществить самые грандиозные строительные проекты за всю историю страны. При царе Ироде строительные работы шли по всей стране: портовый город Кейсария, летний дворец в Иерихо, прекрасно защищенная крепость Массада на горе около Мертвого моря, Иродион – искусственно насыпанная в Иудейской пустыне гора с крепостью. Существует предположение, что именно Иродион стал местом погребения царя Ирода.
Царь Ирод, желая хоть как-то расположить еврейский народ, который весьма недружелюбно относился к нему, чужаку и убийце царского рода Хасмонеев, начал перестройку Иерусалимского Храма. Вот, что пишет об этом Иосиф Флавий в своей книге «Иудейские древности»: «… Ирод приступил при начале восемнадцатого года своего царствования [19 г. до н.э.] к невиданному дотоле делу, а именно к перестройке храма Господня.
Он желал расширить его объемы и увеличить его высоту, считая, что тем он окончит самое замечательное из всех своих сооружений. Так оно и было в действительности, и этим Ирод снискал себе вечную славу...
Срыв древние фундаменты, и возведя вместо них новые, он воздвиг на них храм длиною в сто локтей, шириною в сто, высотою же в сто двадцать локтей, ...Храм был сооружен из прочных белых камней, из которых каждый имел в длину двадцать пять, в вышину восемь, а в ширину около двенадцати локтей.
Все здание, подобно царскому чертогу, понижалось к краям, тогда как высшею частью являлась средина, так что ее можно было видеть издалека на расстоянии многих стадий; ... Зрители поражались в одинаковой мере, как величиною, так и искусством этого украшения, равно как ценностью употребленного на него материала.
Царь окружил здание храма рядами покоев, которые все находились по величине своей в соответствии со зданием храма. При этом он потратил на них такое множество денег, что казалось, никто раньше его не мог так украсить храм. Эти здания покоились на огромной стене, в свою очередь, представлявшей одно из замечательнейших человеческих сооружений»
Строительство и украшение Храма продолжалось и после смерти царя Ирода. В старинных книгах отмечалось, что к моменту его разрушения это было одно из самых величественных сооружений того времени. Современники утверждают – Храм был покрыт таким количеством золота, что при ярком солнце сиял ослепительным блеском.
Об этом не смог умолчать и Иосиф Флавий:
« … лестницы, в пять ступеней каждая, вели к воротам, которых на севере и юге было восемь (по четыре на каждой стороне), а на востоке двое...
- Девять из этих ворот были от верха и до конца сплошь покрыты золотом и серебром, равно как косяки и притолоки; одни из них, находившиеся вне храма, были даже из коринфской меди [сплав из золота, серебра и меди] и далеко превосходили в стоимости посеребренные и позолоченные...
Все ворота были одинаковой величины; только те, которые находились поверх коринфских, на восточной стороне женского притвора, против храмовых ворот, были значительно больше; они имели пятьдесят локтей вышины и двери сорок локтей ширины; были покрыты более толстыми серебряными и золотыми листами и украшения на них были еще более великолепны, чем на других...
- Передние ворота храма, семидесяти локтей вышины и двадцати пяти ширины, не имели дверей – это была эмблема бесконечного открытого неба. Лицевая сторона этих ворот была вся покрыта золотом, и через них виднелась вся внутренность первого и большого отделения храма.
Внутри ворот все кругом блистало золотом... Ворота, которые вели в это отделение, были, как сказано выше, сплошь позолочены, равно как и вся стена, окаймлявшая их. Над ними находились золотые виноградные лозы, от которых свешивались кисти в человеческий рост.
Из двух отделений храмового здания внутреннее было ниже внешнего. В него вели золотые двери пятидесяти пяти локтей вышины и шестнадцати ширины; над ними свешивался одинаковой величины вавилонский занавес, пестро вышитый из гиацинта [голубая ткань, символизирующая воздух], виссона [обычно, материя белого цвета], шарлаха [краситель красного цвета] и пурпура, сотканный необычайно изящно и поражавший глаз замечательной смесью тканей.
Этот занавес должен был служить символом вселенной: шарлах обозначал огонь, виссон – землю, гиацинт – воздух, а пурпур – море; два из них – по сходству цвета, а два – виссон и пурпур – по происхождению, ибо виссон происходит из земли, а пурпур из моря (пурпур получали из улиток Murex brandaris, например: из 12 тысяч улиток можно было получить 1,4 г красителя). Шитье на занавесе представляло вид всего неба.
- Внешний вид храма представлял все, что только могло восхищать глаз и душу. Покрытый со всех сторон тяжелыми золотыми листами, он блистал на утреннем солнце ярким огненным блеском, ослепительным для глаз, как солнечные лучи. Чужим, прибывавшим на поклонение в Иерусалим, он издали казался покрытым снегом, ибо там, где он не был позолочен, он был ослепительно бел. Вершина его была снабжена золотыми заостренными спицами для того, чтобы птица не могла садиться на храм и загрязнять его»
В 70 году первого века н.э., в середине лета, Иерусалим после продолжительной осады римской армии пал. Девятого ава, по приказу будущего императора Тита, детище царя Ирода – Храм был разрушен и сожжен. Девятое ава (конец июля – середина августа) самый печальный день в еврейской истории. В этот день вавилоняне разрушили Первый Храм (586 г. до н.э.), а римляне сожгли Второй Храм.
Арена имела деревянный, обычно засыпаемый песком подвижный пол. Иногда она заполнялась водой из подходившего к зданию рукава акведука, и тогда на арене устраивались морские сражения. Под ареной находились коридоры, выложенные камнем, клетки для зверей и помещения для хранения реквизита .
Через несколько лет после того как в Иерусалиме был разграблен и сожжен Храм, в Риме началось строительство одного из самых грандиозных сооружений всего античного мира – амфитеатр императоров Флавиев (Колизей).
Аркадий Таль
Источник: ru.local.co.il
|