|
Появление Хайфы на карте мира прошло незамеченным. Вероятнее всего это произошло во времена Иудейской войны, году в 67-ом нашей эры, следовавшие в сторону Иерусалима римские легионы Веспасиана разбили свой лагерь у подножья горы Кармель, и, не желая того, основали город. Хотя на севере Хайфы, в районе Тель Абу-Хуам, в устьи реки Кишон найдены следы более древнего поселения – городища периода поздней бронзы, т.е. почти 3500-летней давности, но до основание города оставалось ещё полторы тысячи лет. Во времена Второго Храма на холме Тель ас-Самак (холм рыб – араб.), в южной части города, в 1,5 км от нынешнего института океанологии, было еврейское поселение Шикмона. Именно Шикмону, Кесарийский епископ Евсевий (III-IV в н.э.) в перечне городов "Ономастикон" впервые идентифицирует, как Хайфу (берег – в переводе с арамейского).
До начала современных археологических раскопок на этом месте был небольшой холм. Во время раскопок под холмом были обнаружены остатки домов и давилен масла израильского периода, византийские церкви с мозаичными полами и т.п. Теперь, эта часть берега объявлена заповедником - "Тель Шикмона", а в будущем здесь планируют построить новую набережную и разбить парк.
Накануне Первого крестового похода Хайфа описывается, как важный и хорошо укрепленный город. В 1100 г. после взятия Иерусалима отряд крестоносцев во главе с Годфруа Булонским решил захватить Акко, но смерть Годфруа изменила их планы, и они выбрали более легкую добычу – Хайфу. Однако потребовалось больше месяца и поддержка венецианского флота, чтобы захватить город. В последующие годы крестоносцы расширили и укрепили оборонительные сооружения вокруг города. Активное участие в строительстве принимал французский король Людовик IX, незадолго до этого освободившийся из мусульманского плена.
С горой Кармель, у подножья которой находился город, были связаны важные религиозные события. Среди них - древнее предание о пророке Илие, который после победы над жрецами Ваала скрывался от преследований царицы Иезавель в пещере на этой горе. Там же было стариное святилище девы Марии, - согласно более поздней христианской традиции здесь останавливалось святое семейство, возвращаясь из Египта. В 1156г группа крестоносцев во главе с Бертольдом Кармильским основали на этом месте монастырь "Нотр Дам де Кармель" (Божья Матерь на Кармеле), а в 1207г монах, св. Брокард составил устав нового ордена.
Под главным алтарем монастыря находится пещера, считающаяся могилой библейского пророка Элиши (Елисея), ближайшего ученика и преемника Ильи. Он единственный, кто присутствовал при вознесении Ильи на небо. Элиша оправдал надежды своего учителя – организованный им переворот привел к власти нового израильского царя Иегу (Ииуйя), который уничтожил всю семью Ахава, включая сына Иорама и его мать, ненавидящую Илью, филистимлянку Иезавель.
Под властью крестоносцев Хайфа оставалась недолго. Во второй половине XIII в город был разрушен мамлюками, невольниками тюркского и черкесского происхождения, составлявших гвардию египетских султанов. Мамлюкский султан Бейбарс (1260-1277гг.), изгнавший из страны крестоносцев, разрушил и монастырь кармелитов , основанный на горе Кармель. Только через 400 лет, в 1631 г. эмиры династии Турабей разрешили монахам-кармелитам восстановить этот монастырь. К сожалению, ещё через 200 лет, в начале XIX века правитель Галилеи Абдалла-паша приказал вновь разрушить монастырь и из его камней построил себе резиденцию (вилла Абдаллы). Незадолго до этого, посетил монастырь именитый гость – Наполеон Бонапарт, когда после безуспешной осады Акко (в кампаниии 1799г) он направлялся на юг в сторону Яффо. По дороге он использовал монастырь в качестве полевого госпиталя для заболевших чумой солдат, которых на самом деле оставил на произвол судьбы. Все оставшиеся солдаты были полностью вырезаны турками (перед входом в монастырь стоит памятник наполеоновским солдатам) .
Первый шаг по превращению захолустной Хайфы в большой город был сделан бедуинским шейхом Захир (Дахр) эль-Омаром. В середине ХVIIIв он захватил власть в Галилее и, расширяя свои владения, добрался до Хайфы. В 1761 г. Хайфу осадили турки и, чтобы предотвратить её сдачу эль-Омар приказал разрушить город до основания и завалить валунами рейд порта, уничтожив таким образом древнюю Хайфу. Но затем он заложил новый город в 2 км к югу от старого, в хорошо защищенном и удобном месте, близ перекрестка важных дорог, окружил территорию стенами и построил крепость.
Город начал быстро развиваться, его население выросло с 250 человек, до разрушения эль-Омаром, до четырех тысяч к началу ХIХ в. Тогда же в городе появилась небольшая еврейская община, которую в 1798 г. посетил рабби Нахман из Брацлава. Община состояла в основном из евреев, направлявшихся морем в Акко, но кораблекрушения заставляли их "высадиться" раньше времени.
В один из непогожих дней 1838г после очередного кораблекрушения появилась в городе семья раввина Авраама Шлюша из алжирского портового городка Оран. Спасаясь с тонущего корабля, на шлюпках они не все сумели добраться до берега - два сына раввина утонули. После таких трагических событий Хайфа вряд ли смогла бы понравиться Аврааму Шлюшу. Семья, побывав после этого ещё в нескольких городках, добралась до Яффо. Так Хайфа "упустила" шанс превратиться в самый большой город Израиля, т.к. поселившись в Яффо, неутомимый Авраам Шлюш стал одним из "отцов-основателей" будущего Тель-Авива.
Для Хайфы XIX век ознаменовался развитием пароходства, что положило конец лидерству на побережье древнейшего на земле порта Акко. Порт Хайфы оказался значительно удобнее, и многие жители Акко перебрались в Хайфу. В городе оживилась коммерческая деятельность, увеличился торговый оборот, и к 1858 г. окруженная стенами Хайфа была перенаселена, тогда и началось новое строительство на склоне горы Кармель.
В 1868 г. из Вюртембурга (Германия) в Хайфу прибыли несколько семей темплеров – христиан, отлученных от лютеранской церкви, которые в своём расселении на Земле Израиля видели воплощение предсказаний древних пророков. Они создали свою колонию и внесли важный вклад в развитие города: появились мощеные дороги, почтовые кареты, были организованы регулярные рейсы дилижансов из Хайфы в Акко и Назарет. Темплеры построили также первые промышленные предприятия и внедрили современные методы работы в сельское хозяйство, ремесла и торговлю. Сегодня этот квартал, называемый "Мошава Германит" (немецкое поселение – ивр.), одно из излюбленных мест отдыха любителей пешеходных прогулок. В ресторанах, кафе и магазинах можно увидеть множество туристов и горожан, а также жителей окрестных городов и поселков.
В том же 1868 г поселился в Акко, приговоренный к пожизненному заключению (в Оттоманской империи город служил местом ссылки), представитель знатного персидского рода Мирза Хусейн Али, называвший себя Бахауллой (слава Божия - араб.) Его последователи превратили основы учения Бахауллы в новую религию Бахаи. Бахаулла скончался в 1892 году, в своём завещании он просил своего сына Абдул-Баха захоронить Баба, провозвестника новой веры, в Хайфе на горе Кармель. В 1909 году Абдул-Баха выполнил волю отца – это дало возможность Хайфе со временем стать Всемирным центром вероучения Бахаи. Склоны горы Кармель украсили великолепные сады и величественные здания, воздвигнутые адептами Веры Бахаи, приезжающими сюда со всего мира, которых сегодня насчитывается около 7 миллионов. (см. Сады и Всемирный Центр бахаи) .
В 1898-99гг, автор новой еврейской истории, Теодор Герцль посетил Землю Израиля. Во время своего визита, он сумел увидеть в молодой Хайфе будущий главный порт нового Израиля. В своем романе-утопии «Альтнойланд» Герцль выделил для Хайфы центральное место в расцвете и возрождении Израиля.
В 1905 г. Хайфа, население которой составляло не более 10 тыс. человек, получила новый стимул для дальнейшего развития: в этом небольшом городке открыли станцию Хиджазской железной дороги (Дамаск — Мекка) и большая часть экспорта из Аравии стала идти через Хайфу. К этому времени заметно активизировалась поселенческая деятельность сионистских организаций – появились первые сельскохозяйственные поселения вокруг Хайфы. В 1912 г. при поддержке фонда знаменитого чайного фабриканта Калонимоса Высоцкого была предпринята попытка создания еврейского технического училища, Техникума. Здание было построено, но начавшаяся Первая Мировая война помешала его открытию – пустующее здание было использовано под военный госпиталь — сначала турками, а затем англичанами. Только в 1924г Сионистская организация открыла первое еврейское высшее инженерное учебное заведение – Технион. В наши дни, после строительства нового здания, в старом открылся Хайфский музей науки.
В 20-ые годы вокруг Техниона стали селиться евреи. В 1928 г. сионистские организации решили провести плановую застройку, пригласив английского архитектора П. Аберкромби. Земли, тянувшиеся от юго-восточной части Хайфского залива до Акко, были поделены: на промышленную зону, сельскохозяйственную зону ,жилые районы и города-спутники Хайфы - Кирьят-Хаим, Кирьят-Бялик, Кирьят-Моцкин, Кирьят-Ям.
К концу британского правления в Палестине как еврейское, так и арабское население Хайфы пыталось взять город под свой контроль. 21–22 апреля 1948 г., когда британцы внезапно эвакуировались из Хайфы, еврейские отряды Хаганы после непродолжительного боя взяли город. Лишь 3 тыс. из 50 тыс. арабов остались в Хайфе, остальные, выполняя приказ высшего арабского командования, отказались признать еврейскую власть, и бежали в соседние арабские страны.
В 1922 г. население Хайфы — составляло 25 тыс. человек (из них более 6 тыс. — евреи), а в конце британского мандата (1948) — около 150 тыс. человек (из них около 100 тыс. — евреи). В 1934 г. завершилось строительство порта, что сразу активизировало экономику Хайфы, а ее порт стал иметь международное значение. В 1939 г. была завершена прокладка нефтепровода из Ирака к Средиземному морю (к терминалу порта Хайфы) и строительство большого нефтеочистительного завода севернее Хайфы.
Благоприятные условия способствовали развитию новых отраслей промышленности, а некоторые из них и, в первую очередь, нефтеперерабатывающая, металлообрабатывающая и электроника стали ведущими в Израиле.
В 1974г, всего через 3 года после создания компанией Intel первого в мире микропроцессора, основы всей современной вычислительной техники, 35-летний израильский ученый д-р Дов Фрохман, выпускник Калифорнийского университета в Беркли, сотрудник Intel и создатель EPROM (1971г.), перезаписывающего запоминающего устройства, организовывает в Хайфе новый исследовательский центр этой компании. Это был первый за пределами США филиал Intel, и в нём начинали работать… 5 человек. Сегодня – это один из ведущих исследовательских центров Intel, в котором занято более 2000 человек, а вместе с его филиалами в других городах Израиля – более 10 тыс.
В ноябре 2006г состоялось закладка первого камня нового здания Intel в Хайфе, которое будет построено по типу "Зелёный дом". Строительство здания предусматривает использование экологически чистых материалов, разделение и переработку мусора, освещение с помощью внутренних двориков и подачей дневного света во внутренние помещения, установку экономных систем кондиционирования, контролируемых компьютерными контрольно-измерительными приборами.
Хайфа второй, после Тель-Авива, по промышленному значению город страны. Её еще называют "Красная Хайфа". В отличие от Тель-Авива, который развлекается, и Иерусалима, который молится, Хайфа – город труженик. Это единственный в Израиле город, где городской транспорт работает и по субботам.
В Хайфе находится единственный в Израиле подземный фуникулер «Кармелит». Он начал функционировать с 1959 г и значительно облегчил связь жилых кварталов верхнего города с территорией порта. Поездка на фуникулере от подножия горы Кармель ("Кикар Париз" – Парижская площадь) до района "Кармель меркази" (Центр Кармеля) занимает не более 10 минут.
В 2006г начались работы по прокладке подземного туннеля, который соединит южные и северные районы города. Транзитный проезд через Хайфу – от южного торгового центра "Каньон Хайфа" до северного выезда из города "Чек-пост" – займет всего 5-6 минут. Общая длина трассы – 6.5 км, из них 4.7 км будет проходить в туннели. Кроме двух конечных точек предусмотрен также съезд с трассы в центре города, в районе разъезда Рупин.
Хайфа – важный культурный центр страны. В 1961г по инициативе главы городы, Аба Хуши (1898 – 1969) был основан Хайфский городской театр. Среди спектаклей, показанных уже в первые годы после создания театра, были такие классические произведения, как: "Кавказский меловой круг" и "Мамаша Кураж" Б.Брехта, "Расёмон", по новелле японского писателя Акутагава Рюноске, "Клоп" В. Маяковского и другие. Хайфский городской театр был первым, кто вслед за тель-авивским театром "Камерным", начал ставить пьесы наиболее спорного из израильских драматургов, Ханоха Левина (1943 – 1999).
В 1963г под патронажем Еврейского университета Иерусалима в Хайфе был основан университет, а в 1967г по предложению знаменитого бразильского архитектора Оскара Нимейера и по проекту проф. Шломо Гил'ад на вершине горы Кармель поднялось 30-этажное здание, в котором разместились вся администрация университета и большая часть факультетов. Здание было названо "Мигдаль Эшколь" ("Башня Эшколя" в честь четвертого главы правительства Израиля, Леви Эшколя.) Исключительное месторасположение сделало верхние этажи Мигдаль Эшколь удобным пунктом для астрономических наблюдательний, а крышу – площадкой для многочисленных антен. До 2001г, пока в нижнем городе не было построено здание правительственных учреждений "Парус", университет считался самым красивым высотным зданием города.
На протяжении всей истории Хайфа была городом со смешанным арабо-еврейским населением. И сегодня в Хайфе проживает около 10% арабов. Среди них большинство составляют арабы-христиане: греко-католики, греко-ортодоксы, марониты. Есть в Хайфе и совсем экзотические религиозные группы. Так, здесь находится израильский центр ахмадистов (около 1 тыс. человек) — последователей экуменической секты в исламе Ахмадие, поклоняющихся Иисусу Христу, который, согласно ахмадистской традиции, не был распят, а умер в Индии в возрасте 120 лет. На южном въезде в Хайфу издали видны тонкие и высокие минареты Ахмадийской мечети.
Известна Хайфа и спортивными достижениями: футболисты хайфского "Маккаби" были неоднократными чемпионами Израиля и победителями розыгрыша кубка страны.
В Хайфе много музеев : Хайфский городской музей, Музей первобытного человека, Музей археологии, Национальный морской, Военно-морской и Музей нелегальной иммиграции, Музей японского искусства «Тикотин», Музей производства хлеба и производства масла, Национальный музей науки и технологии «Технода», Железнодорожный музей, Дом-музей художника Мане (Мануила) Каца, Художественная галерея им. М.Шагала; а также парки, в том числе Парк скульптур У. Малбин, зоопарк и ботанический сад.
Аркадий Таль
Источник: ru.local.co.il
|