|
Цфат – древний город с богатой историей, согласно традиции считается одним из четырех священных для евреев городов. Он находится в центре Верхней Галилеи и раскинулся на вершине горы на высоте 900 метров над уровнем моря. С него открывается удивительно красивый вид, причем на юго-востоке можно наблюдать озеро Кинерет, на западе – Средиземное море и на севере – покрытую снегами вершину Хермон. Воздух здесь чистый и прозрачный, климат очень здоровый.
В 15-16 веках город стал еврейским финансовым и религиозным центром. Сюда стекались каббалисты, превратившие его в мировой центр каббалы, здесь жили прославленные еврейские мыслители того времени. Первая на Ближнем Востоке типография была основана в Цфате в 16 веке. Цфат в то время процветал как в материальном, так и в духовном отношении. Еврейское население его составляло лишь около двух тысяч человек, но это были мудрые и благочестивые люди, занимавшиеся изучением Торы, в том числе ее тайной, скрытой части.
Важным событием в истории Цфата стал 5277 (1516) год, когда турки завладели Страной Израиля. Именно тогда осевшие в Турции изгнанники из Испании смогли вернуться в Эрец-Исраэль. Пополнил еврейскую общину и целый ряд семей выходцев из ашкеназских общин.
Переселенцы были, в основном, людьми состоятельными и сведущими в торговых делах. Они занимались изготовлением шерстяных тканей, одежды, масел, сыра, мыла и продавали свои товары по всему Ближнему Востоку. Но были в Цфате и бедняки, которые кормились за счет богатых собратьев, присылавших для них пожертвования из стран рассеяния. К примеру, евреи Константинополя оплачивали обучение детей цфатских бедняков. Однако в большинстве своем жители города были трудолюбивыми и уважаемыми людьми, которые сами себя обеспечивали.
В средние века Цфат превратился в самый крупный из святых городов еврейства благодаря иммиграции евреев из Испании, которые прибыли в Цфат через Турцию. В те времена численность еврейской общины Цфата доходила до 18 тыс. человек. Большинство общины составляли последователи кабалы.
С закатом турецкого владычества город пришел в упадок. Очень сильно повлияли на судьбу Цфата землетрясения, которым время от времени подвергался этот район. Во время землетрясения 1837 года погибло около 4 тысяч жителей, и было разрушено большинство зданий. Много евреев бежало, спасаясь от погрома, разразившегося сразу после землетрясения.
В месяце адар 5537 г. (1799) группа хасидов выехала из России в Святую Землю. Во главе их были рабби Менахем-Мендель из Витебска, рабби Авраам из Калиска и рабби Исраэль из Полоцка – ученики Мезричского Магида. К ним присоединился также и Алтер Ребе. Услышав об этот, его хасиды начали просить его остаться, но он ответил отказом. Алтер Ребе со своей семьей добрались до Могилева, на реке Днестр возле границы с Турцией.
Они оставались там около трех недель и рабби Менахем-Мендель из Витебска уговорил Алтер Ребе не оставлять евреев Белоруссии и Литвы без руководителя. Он вернулся домой, а группа хасидов, к которой присоединилось по дороге более 400 евреев, отплыли на кораблях в Израиль. Вскоре начался шторм, один из кораблей потерпел крушение, 80 человек утонуло и только 30 спаслись на Крымском полуострове. Остальные хасиды, не зная о трагедии, благополучно добрались до Святой Земли 5 элула и поселились в Цфате.
После этого начинается возрождение города, но в 1837 году снова произошло землетрясение, и население города уменьшается с семи тысяч жителей до полутора тысяч. С установлением британского мандата Цфат снова возрождается, несмотря на арабские волнения 1929 года.
В 1975 году хасиды Любавического Ребе שליט"א Короля Мошиаха построили новый квартал – квартал Кирьят-Хабад. Художники, скульпторы, писатели и поэты поселились в бывших арабских домах, и сегодня здесь открыты галереи и выставочные залы.
Источник: moshiach.ru
|