Иоганн Штраус
|
Вена эпохи бидермайера превращалась в современную метрополию. Штраус открыл танцевальной музыке концертные залы и стал первым композитором в мире, сочиняющим шлягеры. Он совершал турне по миру, в Америке позволял чествовать себя так, как чествуют сегодня звезд поп-музыки.
Иоганн Штраус родился 25 октября 1825 года. Он был пятым ребенком в семье. До 37 лет он жил под крылышком обожавшей его матери в районе Леопольдштадт, что между Старым городом и Пратером.
Его отец, Иоганн Штраус, был в то время одним из самых известных венских музыкантов. Он сочинил “Марш Радецкого” (1848 г.), и ему был пожалован титул “директора придворных императорских балов”.
По желанию отца сын должен был получить высшее образование. Но против воли отца и вопреки его ожиданиям сын пошел по его стопам.
Свой первый вальс Иоганн Штраус сочинил в возрасте 6 лет на даче у дедушки в предместье Вены Залманнсдорф (19-й район, ул. Драймаркштайнгассе, 13). В 1844 году в возрасте 19 лет он с успехом дебютировал в казино "Доммайер" (13-й район, ул. Хитцингер Хауптштрассе, 10-20) и стал серьезным конкурентом своего отца.
До того времени, как он написал вальс “На прекрасном голубом Дунае” (1867 г.), ставший во всем мире первым шлягером и одновременно неофициальным гимном Австрии, он сочинил еще 313 произведений.
Среди них полька “Трик-трак”, “Венские конфеты”. За несколько лет вальс “На прекрасном голубом Дунае” был издан более миллиона раз. Это был апогей славы Штрауса как композитора, сочинявшего танцевальную музыку.
Но другие его произведения в ритме вальса, такие как “Розы с юга” или вальс “Весенние голоса”, а также “Королевский вальс” и по сей день исполняются на каждом венском балу.
Но Штраус хотел большего. В 1871 году в “Театер-ан-дер-Вин” состоялась премьера его первой оперетты “Индиго и сорок разбойников”. Там же прошла премьера самой исполняемой в мире оперетты “Летучая мышь” (1874 г.), которую он написал всего за 6 недель, а также оперетты “Цыганский барон” (1885 г.). Большой успех имели и другие оперетты Штрауса, такие как “Ночь в Венеции” и “Венская кровь”.
В 1862 году Штраус обвенчался в соборе Святого Стефана с бывшей оперной певицей Генриеттой Треффц, которая была на 7 лет его старше, но была богата и обладала прекрасными организаторскими способностями. В их квартире, где в 1867 году был написан вальс “На прекрасном голубом Дунае”, сейчас находится музей Штрауса, в котором хранятся портреты "короля вальса" и картины, изображающие Вену того времени, а также нотные листы, скрипка Амати, принадлежавшая композитору, рояль и домашний орган, на котором он играл преимущественно по ночам (2-й район, ул. Пратерштрассе, 54, открыт ежедневно, кроме понедельника, с 9.00 до 12.15 и с 13.00 до 16.30).
В Музее старинных музыкальных инструментов также хранится скрипки Ланнера, Штрауса и самых значительных венских композиторов, сочинявших вальсы. (1-й район, пл. Хельденплатц, ежедневно, кроме вторника, с 10.00 до 18.00).
На вилле Штрауса — в настоящее время это частное владение — (13-й район, Максингштрассе, 18), что недалеко от Шенбрунна, в 1873-1874 годах была написана “Летучая мышь”. В 1878 году умерла Генриетта. Вечно занятого Штрауса не было на ее похоронах, а 50 дней спустя в церкви Святого Карла Лили Диттрих сказала ему “да”. Но через 4 года она от него сбежала.
В 1887 году он вступил в брак с Джейн Адель, которая еще до замужества носила имя Штрауса. Ради нее он принял протестантское вероисповедание и саксонское гражданство. Госпожа Иоганн Штраус, как называла себя Джейн Адель, после смерти мужа, которая последовала 3 июня 1899 года, умело распоряжалась художественным наследием и материальным наследством покойного мужа в не принадлежащем ей дворце (4-й район, ул. Ионанн-Штраус-гассе, 4).
После кончины в 1930 году она нашла свой последний приют в склепе супруга на Центральном кладбище Вены (11-й район, Зиммерингер Хауптштрассе 234, участок 32 А, могила 27). В 1921 году в венском Городском парке был открыт памятник Штраусу. Там возвышается позолоченная фигура "короля вальса". Это скульптурная композиция — излюбленный сюжет для фотографий.
Штраус умело планировал свою карьеру. Своим инструментом он владел так же виртуозно, как и руководил оркестром. Перед зеркалом он оттачивал осанку при игре на скрипке.
Сначала Штраус завоевал питейные заведения, где когда-то царил его отец. Он расположил к себе публику своими музыкальными посвящениями. Для венского танцевального дворца он написал кадриль “Одеон”, революционеры в 1848 году получили “Студенческий марш”, год спустя Габсбургам был посвящен марш “Император Франц-Иосиф”. Практически каждый вечер "король вальса" показывался на публике: в гостинице “Цум гольденен Штраус” (в наши дни залы “Штройсель” в Театре Йозефштадта, 8-й район, ул. Йозефштеттерштрассе, 24-26) или в Кортийском кафе, сегодня это часть кафе-ресторана “Фольксгартен” (1-й район, ул. Бургринг, 1).
По пятницам и субботам с 20 часов там на вечерах танцевали вальс и фокстрот. С мая по сентябрь при условии хорошей погоды по средам и четвергам танцевали на террасе. В залах “Софиензален” одного из театров (3-й район, ул. Марксергассе, 17) Штраус также играл на скрипке. Эти залы можно осмотреть в наши дни, когда в театре идут спектакли.
Он создавал новые произведения как на конвеере.
Журналисты и Штраус были заодно, а супруги были его отличными советчицами. Со своей танцевальной музыкой Штраус отправился в мировое турне. В программе были концерты в Германии, Венгрии, Голландии и Бельгии, также как и ангажемент в Павловске под Санкт-Петербургом. Жан, как охотно называл себя Штраус, праздновал свой триумф на Парижской выставке 1867 года, на концертах в Лондоне и в 1872 году в Америке.
В Бостоне он дирижировал оркестром в 1.000 человек перед 50.000 слушателей, он также выступал и в Музыкальной академии, предшественнице нью-йоркской “Метрополитен”. Его обязательства становились чрезмерными, к делу должны были подключиться братья. Так, с 1853 года его брат Иозеф возглавил оркестр Штрауса, спустя 10 лет подошла очередь Эди. Возникли и их совместные произведения: Штраусы держали весь шоу-бизнес дунайской метрополии в своих руках.
Мелодии Иоганна Штрауса и самых известных музыкантов его эпохи до сих пор круглый год звучат в венских дворцах.
Источник: colortour.ru
|