Масаи - фото Avialine.com
|
Масаи — полукочевой африканский коренной народ, живущий в саванне на юге Кении и на севере Танзании. Масаи являются, пожалуй, одним из самых известных племён Восточной Африки. Несмотря на развитие современной цивилизации, они практически полностью сохранили свой традиционный уклад жизни, хотя это и становится труднее с каждым годом. Говорят на масайском языке.
Масаи насчитывают примерно 900 000 человек, из них, по разным оценкам, 350 000—453 000 живёт в Кении. Правда, точность этой статистики сомнительна, поскольку переписи населения в этом районе неэффективны.
Масаи относятся к нильскому семейству языковых групп и, вероятно, мигрировали из долины Нила в Судане в центральную и юго-западную Кению уже после 1500 года, приведя и свой одомашненный скот. Хотя другие африканские племена строили цивилизации и формировали царства, масаи никогда не отходили от своего полукочевого образа жизни. Территории, доступные для кочёвок, заметно сократились в последние годы из-за урбанизации, а также создания национальных заповедников Масаи-Мара и Серенгети.
Ещё в XIX веке масаи полностью контролировали саванны и с трудом соглашались на компромиссы с европейцами. Однако, разразившаяся эпидемия сонной болезни, распространяемой мухой цеце, привела ко значительному ослаблению масаев.
Несмотря на репутацию масаев как свирепых воинов, в центре их культуры находится скот. Одно из их священных верований говорит, что бог дождя Нгаи дал весь скот народу масаи, и поэтому все, кто также владеет скотом, должны были когда-то украсть его у масаи. Это не раз приводило к серьёзным конфликтам с другими племенами, когда масаи пытались вернуть «свою собственность». Хижины масаи построены из высушенного навоза, а питьё коровьей крови является частью некоторых их священных ритуалов.
Когда в Кении развернулся туризм, масаи не смогли воспользоваться выгодой своего контроля над саваннами. Находящиеся у власти племена охотно признали за масаями традиционное «владение» всеми животными и передали им также функцию охраны заповедников, в то время как ограниченная группа менеджеров из других племён взяла в свои руки индустрию туристских сафари. В итоге, туризм практически не улучшил благосостояние масаев. И сейчас масаи продолжают хаотично «атаковать» туристов, выклянчивая милостыню, и всё так же не участвуют в разделе высоких доходов от сафари. Масаи не разрешают себя свободно фотографировать без платы и ревностно относятся к перепечатке «пиратских» фотографий.
Традиции масаев чётко регламентирует их жизнь. Дети воспитываются по возрастным категориям, между которыми установлены традиционные отношения. Юноши и девушки проходят церемонии инициации. Жениться в юном возрасте категорически запрещается, прежде мужчины должны проявить себя в войне и охоте. Становясь ещё старше, члены возрастной категории берут на себя управление племенем, а старейшая возрастная категория снимает с себя власть и выполняет другие функции.
У мужчин масаи существует большое количество традиций и церемоний. Одной из самых знаменитых, пожалуй, является «танец прыжков», который исполняют юные воины, высоко подпрыгивая на одном месте, чтобы показать свою силу и ловкость. В их «воинственном» прошлом, когда большая группа воинов исполняла этот танец перед атакой на врага, земля под ногами последнего от этого буквально сотрясалась. До недавних пор, чтобы получить право стать воином (мораном) молодой масай должен был убить льва. Официально эта практика больше не применяется, хотя, по некоторым сведениям, она продолжает существовать в отдалённых районах Кении, в частности, в провинции Масай. Также, раньше группа юношей должна была построить новую деревню и жить в ней на протяжении длительного времени (часто нескольких лет) в качестве одного из требований для получения статуса мужчины. Эта традиция исчезает из-за недостатка доступной земли.
В отличие от многих других племён, у масаи женщины занимают важное место в культуре и жизни племени. Их легко отличить по выбритой голове, ярким одеждам и бусам. Кроме того, для обоих полов практикуется удаление одного из нижних зубов и обрезание. Обрезание выполняется старшими того же пола, при этом мальчики обязаны перенести процедуру без единого звука, а для девочек таких требований нет. Попытки кенийского правительства уничтожить эту практику не увенчались успехом, в основном потому, что на защиту обрезания встали женщины масаи.
|