|
Демография. В 1948, ко времени провозглашения независимости, на территории Израиля проживали 806 тыс. человек, включая 650 тыс. евреев и 156 тыс. лиц других национальностей. В середине 1998 население страны достигло 6,1 млн. человек, из которых 81% были евреи и 17% арабы.
Естественный прирост населения оценивается примерно в 1,6% в год. В 1998 коэффициенты рождаемости и смертности составляли соответственно 22 и 6‰, младенческая смертность – 6‰. Миграционное сальдо исчислялось в +8,0 в расчете на 1000 человек.
Средняя ожидаемая продолжительность жизни в Израиле 78 лет (для мужчин 75,9, для женщин 80,2). В 1998 доля лиц моложе 15 лет составляла 29%, старше 64 лет – 10%.
По сравнению с 1948 численность еврейского населения в стране увеличилась в 5 раз, в первую очередь в результате иммиграции, а нееврейского – в 6 раз, главным образом благодаря высокой рождаемости.
Хотя евреи с библейских времен обитали на территории нынешнего Израиля, до 19 в. их община оставалась относительно небольшой. В 19 в. евреи начали прибывать в Палестину из Европы. Эти миграции получили название «алия» («исход»). В последующие десятилетия в ходе продолжавшейся репатриации численность евреев в Палестине выросла главным образом за счет новоприбывших из Польши, России и Австро-Венгерской империи. В итоге в год провозглашения независимости Израиля евреи из Центральной и Восточной Европы (т.н. ашкеназы, или ашкеназим) составляли 85–90% еврейской общины. В первые десятилетия 20 в. миграция усилилась и, наверное, достигла бы еще больших размеров, если бы британские власти подмандатной территории Палестина не начали сдерживать этот процесс. Даже после окончания Второй мировой войны сохранялись ограничения на въезд евреев, и только с образованием независимого Израиля запрет был снят.
После 1948 наряду с продолжающейся иммиграцией евреев из Европы резко вырос поток еврейских репатриантов из стран Ближнего Востока и Северной Африки. В начале 1950-х годов в Израиль были доставлены на самолетах евреи из Йемена (ок. 45 тыс.) и Ирака (ок. 123 тыс.). Эти операции получили неофициальные названия «Волшебный ковер» и «Али-Баба».
После Шестидневной войны иммигранты стали прибывать в основном из западных стран и СССР. Однако репатриация евреев сократилась в период с начала 1970-х до середины 1980-х годов, когда она лишь незначительно превышала эмиграцию. Тем не менее в конце 1984 – начале 1985 почти 7 тыс. эфиопских евреев (фалашей) были переброшены авиатранспортом в Израиль (операция «Моисей»). Еще больше их было переправлено во время операции «Шева». В мае 1991 Израиль вывез еще 14 тыс. эфиопских евреев во время массовой операции «Соломон». В 1989 советские власти сняли ограничения на выезд евреев, и за десять последующих лет в Израиль прибыли свыше 700 тыс. человек (10% всего населения страны).
Две основные группы еврейского населения Израиля – ашкеназы и сефарды (выходцы из стран Ближнего Востока и Северной Африки, предки которых были изгнаны из Испании и Португалии в конце 15 в.). Хотя во время провозглашения независимости преобладающее большинство еврейского населения составляли ашкеназы, в настоящее время численно доминируют сефарды. Коренных уроженцев Израиля называют сабрами (в переводе – «плоды кактуса»).
Кроме евреев и арабов, в Израиле выделяются другие этнические и религиозные группы. Караимы численностью ок. 15 тыс. человек сосредоточены преимущественно в районах Рамла, Беэр-Шева и Ашдод. Эта еврейская секта строго соблюдает законы Торы (Пятикнижия Моисеева), считая ее единственной основой религиозного права. В стране живут армяне (преимущественно в Иерусалиме), а также самаряне (или самаритяне) и черкесы. Признавая себя потомками Иосифа и его сыновей Манассии и Ефрема, самаряне считают себя евреями и почитают только Тору и Книгу Иисуса Навина. Святыня самарян – гора Геризим в Самарии. Всего самарян ок. 600 человек, существуют две городские общины в Холоне и Наблусе. Черкесы (мусульмане-сунниты) численностью ок. 3 тыс. человек представлены в двух деревнях в Галилее и сохраняют свою этническую индивидуальность на протяжении столетий. Штаб-квартира религиозной секты бехаитов и гробница ее основателя находятся в Израиле, но приверженцев бехаизма в стране очень мало.
Израильские арабы. Арабские граждане Израиля – это прежде всего те арабы, которые остались на его территории после войны 1948–1949, а также их потомки. В 1948 численность арабов составляла ок. 156 тыс., а в 1998 превысила 1 млн. человек. В 1998 в Израиле проживали 843 тыс. мусульман, 180 тыс. христиан и 96 тыс. друзов. Арабское население состоит большей частью из мусульман (75% всего нееврейского населения составляют сунниты), имеются также христиане (13%, преимущественно греко-католики и православные) и друзы (10%). Две трети израильских арабов живут в Галилее и в городе Хайфе и его окрестностях, остальная часть – в центре страны, на территории, известной под названием «Малый треугольник». Арабы-бедуины (10% мусульманского населения) обитают в Негеве и некоторых местностях Галилеи.
Друзы принадлежат к самоуправляемой мусульманской секте, которая обособилась в 11 в. Большинство друзов сосредоточено в Сирии и Ливане, а израильские друзы (ок. 80 тыс. человек) – главным образом в деревнях Галилеи и гор Кармель. Эта обособленная и тесно сплоченная группа населения играет особую роль в израильском обществе. Их сложные религиозные обряды совершаются в полной тайне. С 1956 друзы приняли решение об исполнении обязательной воинской повинности и во всех арабо-израильских войнах сражались на стороне Израиля.
Языки. Современный иврит считается официальным языком Израиля, такой же статус имеет арабский язык. Иврит служит основным средством общения для жителей страны. Иврит, на котором ведется школьное обучение, преподают во всех начальных классах, кроме школ в арабских селениях, где с этой целью используется арабский. Израильские школьники-евреи изучают также основы арабского языка.
Урбанизация. Израиль – сильно урбанизированная страна: более 90% населения сосредоточено в городах с населением свыше 10 тыс. человек. В год образования Израиля местные арабы проживали главным образом в деревнях и кочевых лагерях. В последующий период, вплоть до настоящего времени, арабское население, как и еврейское, все больше оседало в городах.
Черты старого и нового переплетаются во многих центрах урбанизации. Некоторые из них находятся в местах, известных с библейских времен, – Иерусалиме, Цефате, Беэр-Шеве, Тиверии и Назарете. Другие связаны с еврейской иммиграцией 19–20 вв. – это Реховот, Петах-Тиква и Ришон-Лецийон.
В первые годы после провозглашения независимости в Израиле строились новые города для размещения многочисленных иммигрантов. При этом преследовалась цель рассредоточения населения по всей стране и создания промышленных предприятий и расширения сферы услуг в ранее слабообжитых районах. Среди вновь появившихся городов выделяются Арад, Кармель, Кирьят-Гат, Бейт-Шемеш, Димона и Ашдод.
Крупные города. Самый крупный город страны, Иерусалим, раскинувшийся среди холмов Иудеи, – столица и резиденция правительства Израиля. Этот исторический, духовный и национальный центр еврейского народа со времен царя Давида, сделавшего этот город столицей ок. 3000 лет назад, почитается евреями, христианами и мусульманами. До 1860 Иерусалим был обнесен стеной и состоял из четырех кварталов – еврейского, мусульманского, армянского и христианского. Начиная с 1875 евреи составляли большинство его населения, они стали селиться и за городскими стенами. Во времена британского правления Иерусалим продолжал расти и превратился в процветающий столичный город, включавший много новых кварталов, каждый из которых отражал особенности быта и происхождения их жителей. По окончании Войны за независимость в 1949 город был разделен бетонными стенами и колючей проволокой на территории Израиля и Иордании, а в результате Шестидневной войны вновь объединен.
Тель-Авив, современный город на берегу Средиземного моря, – важнейший торговый, финансовый и культурный центр страны. В нем размещены администрации многочисленных промышленных и сельскохозяйственных предприятий и организаций, торговые фирмы и банки, редакции газет и журналов, издательства. Тель-Авив, основанный в 1909 как пригород Яффы, одного из древнейших городов мира, в 1934 сам получил статус города, а в 1950 слился с Яффой.
Хайфа, тоже выросшая на морском побережье, раскинулась на склонах горы Кармель. Город, расположенный на трех террасах, отличается обилием зеленых насаждений: вдоль улиц растут деревья, много тенистых парков. Песчаные пляжи окаймляют его со стороны моря. С юга к городу примыкает национальный парк Кармель, представляющий собой разреженные средиземноморские сосновые леса и маквис с дубом и фисташкой. В Хайфе действуют крупные нефтеперерабатывающие заводы. Это главный порт, а также административный и индустриальный центр северного Израиля.
Беэр-Шева на севере Негева – новый город, построенный на месте древнего поселения, существовавшего в библейские времена, является административным, экономическим и культурным центром Южного округа.
Эйлат – самый южный город страны, обеспечивающий ее выход к заливу Акаба, а оттуда в Красное море и Индийский океан. До 1949 здесь находился караван-сарай, в котором останавливались купцы. Хорошо оснащенный порт обслуживает внешнюю торговлю со странами Африки и Восточной Азии. Эйлат является круглогодичным международным курортом.
Цефат на севере страны, расположенный на высоте 984 м, представляет собой летний курорт, в нем имеется известный квартал художников. В 16 в. Цефат был важнейшим мировым центром еврейского религиозного мистицизма, учености и духовного творчества.
Тиверия на побережье Тивериадского озера славится целебными горячими источниками. Город был основан в 1 в. н.э. римским императором Тиберием, а во 2 в. превратился в один из главных центров еврейской учености.
Сельские районы. Примерно 10% населения Израиля проживают в сельской местности, преимущественно в кооперативных объединениях двух типов – киббуцах и мошавах. В деревнях разных размеров живут арабы и друзы, составляющие четверть сельского населения. Арабы-бедуины (ок. 110 тыс.) большей частью перешли к оседлому образу жизни, хотя ок. 40% все еще кочуют со стадами овец и коз.
Источник: easttime.ru
|